Настоящий Национальный стандарт оценки имущества (НСОИ) в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 208), Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года № ПП-843 «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг»

Ваши предложения просим направлять по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

проект

Национальный стандарт оценки имущества Республики Узбекистан

НСОИ № 

"Оценка стоимости транспортных средств"

 

Содержание:

Глава I. Общие положения

Глава II. Область применения

Глава III. Взаимосвязь со стандартами бухгалтерского учета

Глава IV. Требования стандарта

ГЛАВА V. Обоснование, выбор и применение подходов и методов оценки

Глава VI. Согласование результатов, примененных подходов оценки и определение итоговой стоимости объекта оценки

Глава VII. Составление Отчета об оценке

ГЛАВА VIII. Требования в отношении раскрытия  информации

ГЛАВА IX. Условия отступления от стандарта

 

Настоящий Национальный стандарт оценки имущества (НСОИ) в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 9, ст. 208), Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 года № ПП-843 «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2008 г., № 18, ст. 145) определяет нормативное регулирование оценочной деятельности в Республике Узбекистан.

 

Глава I. Общие положения

 

1. Целью НСОИ  является установление норм и правил по оценке стоимости транспортных средств (далее ТС), определяющих терминов и определений, раскрытие требований к информации, порядок проведения оценки, используемые подходы и методы оценки, требования к оформлению результатов оценки.

2. В НСОИ № 11 используются следующие термины и определения:

«Автомототранспортное средство (АМТС)»: -  ТС, предназначенное для эксплуатации преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий.[1]

"Балансовая стоимость ТС" - стоимость ТС, определенная на основе данных бухгалтерского учета и результатов переоценок, проведенных в соответствии с действующим законодательством;

 «Годные остатки ТС»:  - части погибшего (уничтоженного) ТС, соответствующие требованиям ТНПА и технической документации изготовителя.

ата оценки" - дата, на которую определяется стоимость ТС;

«Дополнительное оборудование»:  - оборудование, устанавливаемое изготовителем на всех ТС данной серии по индивидуальному заказу, а также не запрещенное законодательством к установке оборудование, установленное на ТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования.

«Дорожно-транспортное происшествие»: -  происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического ТС, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица .

«Железнодорожное ТС»: ТС, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов по железнодорожному пути.[2]

"Заказчик  работ по определению стоимости ТС" - юридическое или физическое лицо (владелец ТС, организация, индивидуальный предприниматель или их доверенный представитель), заключившее договор с оценщиком на выполнение работ по определению стоимости ТС или размера вреда, причиненного ТС в случае его повреждения;

"Идентификация ТС" - признание тождественности технических и стоимостных характеристик ТС;

"Методика оценки" - совокупность нормативно регламентированных процедур и количественных характеристик, утверждаемая уполномоченными органами и позволяющая определять стоимость ТС и его частей с заданной точностью и достоверностью, а также проводить  иные необходимые действия, описанные методикой.

"Моральный износ" - относительное снижение стоимости ТС в результате снижения его полезности для потребителя (покупателя) под влиянием наличия более совершенных изделий, ограничений, накладываемых государственным регулированием производства, продажи, импорта ТС,  прекращения производства ТС данной модели, запасных частей к ним, сменой владельцев ТС и так далее;

  "Остаточная стоимость ТС" - стоимость ТС на дату оценки с учетом износа, технического состояния, а также других факторов, оказывающих влияние на стоимость ТС;

«Отсутствующая часть ТС»: Часть ТС, предусмотренная изготовителем, отсутствие которой выявлено оценщиком в результате осмотра ТС на дату оценки.

"Оценка стоимости ТС" - правомочная деятельность по установлению рыночной или иной стоимости ТС;

"Оценщик ТС" - юридическое лицо, оказывающее услуги по определению стоимости ТС на основании специального разрешения в соответствии с действующим законодательством;

"Ремонт (восстановление) ТС" - комплекс технических воздействий, обеспечивающих устранение повреждений ТС и приведение его в исправное состояние, выполненных в соответствии с техническими условиями изготовителя ТС, а также требованиями законодательства;

«Рельсовое дорожное ТС»: ТС, участвующее в дорожном движении по специально проложенному для него наземному рельсовому пути и не являющееся железнодорожным ТС (трамвай).

"Рыночная стоимость ТС " - наиболее  вероятная стоимость, по которой ТС может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, то есть когда:

  •    одна из сторон сделки не обязана отчуждать ТС, а другая сторона не обязана приобретать его;

  •      стороны сделки полностью осведомлены о ТС как о предмете сделки и осознанно действуют в своих интересах;

  •     ТС представлено на открытый рынок в форме оферты;

  •   стоимость сделки представляет собой разумное вознаграждение за ТС и принуждения к совершению сделки с чьей-либо стороны не имеется;

  •     платеж за ТС выражен в денежной форме;

"Скраповая стоимость ТС" - стоимость ТС или его частей, непригодных для использования и подлежащих переработке во вторичное сырье;

"Специалист по определению стоимости (оценке) ТС" - физическое лицо, непосредственно выполняющее работы по определению стоимости ТС, прошедшее аттестацию  и имеющее профессиональный сертификат оценщика;

«Средства технического диагностирования»:  - оборудование, приборы и инструменты, предназначенные для количественной оценки технического состояния ТС (функционирования, работоспособности, неисправности и пр.) по различным диагностическим параметрам.

"Стоимость ТС на первичном рынке"  - рыночная стоимость ТС, впервые предлагаемого к продаже;

"Стоимость ТС на вторичном рынке" - рыночная стоимость бывшего в употреблении (подержанного) ТС, предлагаемого  к  продаже в конкретном регионе;

"Стоимость ремонта (восстановления) ТС" - стоимость устранения повреждений ТС, включающая в себя трудовые и материальные затраты, накладные расходы, налоги и другие обязательные платежи, а также прибыль организации, производящей ремонт ТС;

"Стоимостной износ"  -  относительное  снижение стоимости ТС в результате изменения технического состояния ТС в процессе старения и эксплуатации в связи с физическим и моральным износом ТС и его частей. При использовании термина "износ" подразумевается износ стоимостный;

«Транспортный аварийный случай»: - происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находящегося в движении ТС, в результате чего повреждены ТС, грузы, сооружения, погибли или ранены люди.

"Транспортное средство (далее ТС)"  - устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Понятие "ТС" включает грузовые, легковые и грузо-пассажирские автомобили, специальные автомобили (санитарные, пожарные и др.), автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, тракторы (в том числе ТС,  созданные  на  базе  перечисленных), дорожные машины, прицепы и полуприцепы, железнодорожный транспорт.

"ТС новое" -  ТС предлагаемое для продажи на первичном рынке;

"ТС гарантийное" - ТС, имеющее действующую гарантию изготовителя или его представителя  по пробегу или сроку эксплуатации;

"ТС исправное"  -  ТС,  техническое  состояние  и комплектация которого соответствуют техническим условиям изготовителя ТС, а также требованиям законодательства по эксплуатации ТС, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу, окружающей среде, имеющее отметку уполномоченных органов о прохождении технического осмотра (инструментального контроля, освидетельствования) на соответствие параметров технического состояния действующим нормативам;

"ТС поврежденное"  -  ТС, имеющее повреждения (изменения геометрической формы, параметров, функциональных свойств) или разукомплектованное;

"ТС предельно  изношенное"  -  ТС, подлежащее выводу из эксплуатации в соответствии с техническими критериями, определяемыми действующими нормативами;

"ТС уничтоженное" - поврежденное ТС, ремонт которого технически невозможен или экономически нецелесообразен;

"ТС идентичное" - ТС, параметры и характеристики которого тождественны параметрам и характеристикам оцениваемого ТС;

"ТС аналогичное" - ТС, параметры и характеристики которого близки параметрам и характеристикам оцениваемого ТС;

"Утилизационная стоимость ТС" - стоимость предельно изношенного или  уничтоженного ТС с учетом стоимости годных для использования частей ТС и скраповой стоимости;

"Утрата товарной стоимости ТС" (далее - УТС)  -  снижение стоимости ТС вследствие  преждевременного снижения потребительских качеств в результате повреждения ТС и последующих ремонтных воздействий, ухудшения внешнего вида, снижения прочности и долговечности частей ТС и защитных покрытий;

"Ущерб от повреждений ТС" - величина снижения стоимости ТС в результате полученных повреждений или сумма понесенных расходов при восстановлении ТС до состояния, в котором оно находилось непосредственно перед повреждением;

"Физический износ" - изменение размеров, формы, массы или состояния ТС, усталостные разрушения, коррозия, изменение физико-химических свойств материалов ТС и его частей в процессе эксплуатации, не являющиеся следствием аварийных повреждений;

"Цена ТС" - денежное выражение стоимости ТС;

"Цена  предложения"  - официально объявленная продавцом цена ТС при предъявлении его для продажи на открытом рынке;

"Часть ТС " - агрегаты, узлы, механизмы, детали ТС, которые могут быть выделены и обособлены на основе технической документации на ТС. При обособлении части ТС могут отчуждаться независимо от ТС и иметь конкретную стоимость и износ. К ним применимы термины, касающиеся ТС в целом;

вверх

 

Глава II. Область применения

 

3. Настоящий стандарт распространяется на оценку стоимости ТС. Положения стандарта предназначены для применения оценочными организациями, специалистами оценщиками.

4. НСОИ и приведенное в приложении Методическое руководство «Определение стоимости транспортных средств»№1 и №2  позволит определить стоимость:

  • автотранспортного средства;

  • поврежденного автотранспортного средства;

  • ремонта поврежденного автотранспортного средства;

  • устранения эксплуатационных дефектов автотранспортного средства;

  • обновления автотранспортного средства;

  • дополнительного оборудования автотранспортного средства;

  • отсутствующих частей автотранспортного средства;

  • годных частей автотранспортного средства;

  • утраты товарной стоимости автотранспортного средства;

  • рельсового автотранспортного средства;

  • железнодорожного транспортного средства

5. НСОИ  предназначен для использования оценочными организациями, оценщиками, заказчиками оценочных услуг и подлежит обязательному применению при оказании услуг по оценке стоимости ТС и проверке достоверности отчетов об оценке стоимости ТС.

6. НСОИ  не распространяется на оценку стоимости космических аппаратов, воздушных судов, военно-воздушных сил, водного ТС, трубопроводного магистрального транспорта, ТС, являющихся неотъемлемой частью объектов промышленной и гражданской недвижимости (лифты для перемещения людей и грузов, промышленный пневматический транспорт), раритетных ТС, определения стоимости ТС при приватизации.

вверх

 

Глава III. Взаимосвязь со стандартами бухгалтерского учета

 

8. НСОИ  не противоречит НСБУ № 5 и  применяется при проведении переоценки ТС прямым методом по рыночной информации.

9. Использованные оценщиком термины бухгалтерского учета, должны быть раскрыты им в отчете об оценке.

вверх

Глава IV. Требования стандарта

 

10. Оценка стоимости транспортных средств состоит из следующих этапов:

  • определение задания на оценку и заключение договора об оценке объекта оценки;

  • идентификация объекта оценки - транспортного средства;

  • сбор и анализ информации;

  • выбор, обоснование и применение подходов и методов оценки;

  • согласование результатов, примененных подходов оценки и определение итоговой стоимости объекта оценки;

  • составление отчета об оценке.

Описание процесса оценки стоимости транспортных средств приводится в Методическом руководстве «Определение стоимости транспортных средств».

11. Для проведения оценки стоимости железнодорожного ТС необходимы следующие технические и эксплуатационные характеристики и документы:

  • назначенный ресурс в календарных годах эксплуатации или величине пробега;

  • межремонтный ресурс в календарных годах эксплуатации;

  • сроки хранения, если железнодорожное ТС по тем или иным причинам выведено из эксплуатации и хранится на складе;

  • формуляр (паспорт), содержащий технические и эксплуатационные характеристики железнодорожного ТС;

  • копия правоустанавливающих документов на железнодорожное ТС;

  • техническое описание железнодорожного ТС, в том числе: наименование железнодорожного ТС; тип железнодорожного ТС;

  • регистрационный (учетный) номер железнодорожного ТС; заводской (серийный) номер железнодорожного ТС; дата выпуска железнодорожного ТС;

  • наименование изготовителя железнодорожного ТС;

  • наименование и адрес собственника (владельца) железнодорожного ТС;

  • сведения о проведенных текущих и капитальных ремонтах железнодорожного ТС (дата, вид), организациях, выполнявших техническое обслуживание и ремонт железнодорожного ТС, данные о соблюдении регламентов технического обслуживания и ремонта, хранения железнодорожного ТС и т. п.

Предоставляемая исходная информация должна быть заверена печатью и подписью руководителя юридического лица, собственника рассматриваемого железнодорожного ТС. Только в этом случае информация считается достоверной.  

При оценке стоимости ТС принадлежащего физическому лицу исходная информация заверяется  подписью физического лица - владельца ТС.

12. Источниками информации, используемой в процессе оценки ТС могут являться:

  • данные собственника (владельца) ТС, в том числе: техническая документация на ТС;

  • данные отдела главного механика;

  • бухгалтерская документация;

  • данные службы маркетинга;

  • прайс-листы;

  • проспекты, рекламирующие аналогичные ТС;

  • каталоги, эксплуатационная и ремонтная документация изготовителя ТС;

  • классификаторы основных фондов и промышленной продукции;

  • номенклатурные каталоги и справочники;

  • типовые системы технического обслуживания и ремонта ТС;

  • отраслевые прейскуранты и справочники цен на ТС;

  • специализированные отечественные и зарубежные справочники со стоимостью аналогичных ТС;

  • периодические печатные и электронные издания;

  • информационные материалы торгующих организаций;

  • информация поставщиков, дилеров, официальных дистрибьютеров;

  • информация, размещенная на Интернет-сайтах;

  • программное обеспечение по оценочной деятельности;

  • другая информация.

13. В зависимости от цели оценки и особенностей объекта оценки, оценщик может расширить приведенный перечень исходной информации, запросив необходимую информацию в процессе проведения оценки.

Допускается использование обоснованных сведений о стоимости ремонта ТС в специализированных организациях, занимающихся ремонтом соответствующих видов ТС.

Все собранные данные должны иметь ссылку на их источник.

14. Дополнительно оценщик должен собрать и проанализировать следующую информацию:

  • о рынке или сегменте рынка ТС.

  • об изменениях цен производителей промышленности машиностроения;

  • о технических параметрах оцениваемого ТС.

15. Осмотр дорожного ТС проводится в соответствии с Методическим руководством «Определение стоимости транспортных средств»№1, которое приводится в Приложении к настоящему стандарту.

16. При осмотре железнодорожного ТС проводится его техническое освидетельствование, в состав которого входят подготовительные работы, техническое обследование, анализ и оформление результатов освидетельствования.

Осмотр железнодорожного ТС необходимо проводить в присутствии представителя заказчика оценки железнодорожного ТС.

17. Подготовительные работы, которые должен провести оценщик перед проведением самой оценки, включают в себя:

  • предварительное ознакомление с железнодорожным ТС,

  • сбор и анализ нормативных правовых актов, регламентирующих ресурс железнодорожного ТС, его агрегатов и узлов,

  • а также документацией, свидетельствующей о проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту (в том числе капитальному) железнодорожного ТС, выполненных ранее и действительных на дату оценки.

18. Техническое обследование железнодорожного ТС включает в себя сбор фактических данных о технических характеристиках, а также определение пригодности к эксплуатации железнодорожного ТС по состоянию на дату оценки по данным организаций, проводящих ремонтные работы железнодорожного ТС .

вверх

ГЛАВА V. Обоснование, выбор и применение подходов и методов оценки

 

19. При проведении оценки оценщик должен применить (или обосновать отказ от применения):

  • сравнительный или затратный подходы к оценке ТС для целей залога, страхования, купли-продажи, формирования финансовой отчетности, вклада в Уставной фонд предприятия.

  • Сравнительный, затратный и доходный подход применяется для ТС, на которые оформлен Договор аренды или лизинга, либо если оцениваемое ТС принадлежит предприятию, которое оказывает транспортные услуги.

20. Выбор установленных НСОИ методов в рамках каждого подхода к оценке осуществляется оценщиком самостоятельно с учетом цели оценки, специфики и перспектив использования объекта оценки, ограничительных условий, наличия и полноты информационной базы.

21. Для оценки стоимости ТС доходным подходом оценщиком применяется метод прямой капитализации дохода, т.е. стоимость объекта оценки определяется соотношением величины чистого операционного  дохода на ставку капитализации.

22. Для определения чистого операционного дохода оценщик использует денежный поток, который рассчитывается исходя из арендных платежей, получаемых за пользование ТС с учетом расходов на ремонт ТС и налога на ТС.

23. Ставка капитализации рассчитывается одним из следующих методов:

  • метод кумулятивного построения;

  • метод равноэффективного аналога;

При расчете ставки капитализации кумулятивным методом, от оценщика требуется учет коэффициента амортизации.

24. При применении метода прямой капитализации дохода оценщик должен:

  • рассчитать величину дохода, который будет капитализирован;

  • рассчитать ставку капитализации;

  • определить текущую стоимость объекта оценки;

25. В качестве чистого операционного  дохода принимается:

  • чистый денежный поток, получаемый от аренды ТС при наличии договора аренды на ТС;

  • чистый денежный поток, приходящийся на ТС при эксплуатации его для перевозки грузов и людей.

26. В качестве величины дохода, подлежащего капитализации, принимается величина будущего дохода за следующий после даты оценки год.

27. Ставка капитализации рассчитывается:

  • методом рыночной экстракции, при наличии данных о сделках или предложениях по аналогичным объектам;

  • кумулятивным методом с учетом коэффициента амортизации.

28. Расчет стоимости объекта оценки методом прямой капитализации рассчитывается соотношением годового чистого операционного дохода на ставку капитализации:

NOI

V =----- ,                                                                          (1)

R

где   NOI - годовой чистый операционный доход по ТС;

         R     - общий коэффициент капитализации.

29. Сравнительный подход к определению стоимости ТС представляет собой совокупность методов расчета стоимости, основанных на информации о рыночных ценах объектов-аналогов, с последующей корректировкой их стоимости по элементам сравнения. Подробное описание сравнительного подхода определения стоимости ТС приводится в Методическом руководстве «Определение стоимости транспортных средств»№1.

30. Стоимость объекта оценки сравнительным подходом определяется путем согласования результатов, полученных по каждому аналогу с применением каждому значению весового коэффициента. Применение весового коэффициента оценщик в Отчете должен обосновать.

31. Затратный подход представляет собой совокупность методов расчета стоимости ТС, основанных на затратах воспроизводства или замещения, на изменении и утилизации ТС с учетом накопленного износа.

Применение затратного подхода заключается в последовательном выполнении следующих действий:

  • определение стоимости восстановления или стоимости замещения ТС;

  • определение накопленного износа ТС;

  • расчет стоимости ТС как разницы стоимости восстановления (стоимости замещения) и суммы накопленного износа.

32. При определении стоимости восстановления или стоимости замещения могут использоваться следующие методы:

  • поагрегатный (поэлементный) расчет - используется в тех случаях, когда оцениваемый объект может быть собран из составных элементов;

  • индексации цен -определение стоимости ТС и их комплектующих заключается в приведении стоимости объектов к действующему уровню цен с помощью корректирующих индексов.;

  • расчет по цене однородного объекта - производят с помощью подбора для оцениваемого объекта аналогичного объекта, похожего по конструкции, используемым материалам и технологии изготовления. Предполагают, что себестоимость изготовления аналогичного объекта близка к себестоимости изготовления оцениваемого объекта и формируется под влиянием общих для данных объектов оценки производственных факторов. При оценке ТС и их комплектующих по цене однородного объекта вначале необходимо определить стоимость замещения, т.е. сумму затрат на создание объекта соответствующей комплектации, аналогичного объекту оценки, рассчитанной в рыночных ценах, существующих на дату проведения оценки.

33. Для расчета физического износа может быть использован любой из следующих методов:

  • экспертизы состояния. Данный метод предусматривает определение физического износа ТС в соответствии с оценочной шкалой;

  • расчета физического износа с контролем технического состояния- определяется с применением нормативного и эффективного пробегов, или нормативного возраста и эффективного возраста.

  • стадии ремонтного цикла. Расчет физического износа проводится путем определения снижения потребительских свойств за ремонтный цикл и нахождения фактической наработки после ближайшего ремонта (начала эксплуатации);

  • с применением эффективного срока службы и пробега ТС в зависимости от страны происхождения;

  • поэлементного расчета - рассчитывается физический износ каждого элемента ТС. При расчете общего физического износа ТС величины физического износа каждого элемента ТС суммируют с учетом доли этих элементов в общей себестоимости ТС в целом. Расчет физического износа отдельного элемента ТС проводится любым из указанных способов расчета физического износа;

  • с учетом пробега, возраста ТС по показателям износа ТС на 1 год и 1000 км;

Функциональный износ может быть применен в случае снятия с производства модели ТС и его запасных частей путем применения понижающих коэффициентов к стоимости аналогичных ТС, производимых на дату оценки.

Внешний износ может быть рассчитан в случае  наличия обременений или ограничений на условия эксплуатации, реализации на открытом рынке, владение и пользование ТС.

Для ТС, производство которых на момент оценки не прекращено, рекомендуется принимать их стоимость при использовании затратного подхода и определения стоимости восстановления.

Для ТС, производство моделей или модификаций которых на момент оценки прекращено, рекомендуется принимать их стоимость при использовании затратного подхода и определения стоимости замещения.

В случае применения цен заводов изготовителей, дистрибьютеров, поставщиков, дилеров  ТС иностранного производства оценщик должен скорректировать цену к ценовой ситуации Узбекистана, при этом оценщик рассчитывает стоимость доставки и таможенных платежей Узбекистана с учетом естественного износа ТС. В случае, если ценовая информация принимается не по стране производства ТС, оценщик должен принимаемую цену ТС очистить от фискальных платежей страны представителя ценовой информации на оцениваемое ТС, а затем произвести расчет таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Республики Узбекистан и расходов на доставку в Узбекистан по ценам, действующим на дату оценки.

34. Определение рыночной стоимости, утилизационной стоимости, определение стоимости ущерба, стоимости восстановительного ремонта, утраты товарной стоимости, стоимости годных остатков ТС приводится в Методическом руководстве «Определение стоимости транспортного средства»№1.

Особенности расчета стоимости железнодорожного ТС определяются методическим руководством № 2.

вверх

Глава VI. Согласование результатов, примененных подходов оценки и определение итоговой стоимости объекта оценки

 

35. Оценщик для определения итоговой стоимости объекта оценки осуществляет согласование результатов примененных подходов оценки.

В случае существенного расхождения результатов оценки, полученных с применением различных подходов к оценке, оценщик должен привести в отчете об оценке анализ причин полученного расхождения. Существенным следует считать расхождение, имеющее величину более 30% от максимального результата оценки.

36. Согласование, как правило, осуществляется определением удельных весов для результатов оценки, полученных при использовании различных подходов оценки, при этом оценщик должен учесть:

  • цель оценки и предполагаемое использование результатов оценки;

  • вид стоимости;

  • количество и качество информации, использованной при применении подходов оценки;

  • ликвидность объекта оценки.

37. Выбор удельных весов согласования, а также все сделанные при этом суждения и допущения должны быть обоснованы оценщиком в отчете об оценке.

38. Итоговая стоимость объекта оценки должна быть представлена в денежной форме в виде единой величины в национальной валюте Узбекистана.

вверх

Глава VII. Составление Отчета об оценке

 

39. Результаты оценки должны быть оформлены в виде отчета об оценке, составленном  в соответствии с законодательством об оценочной деятельности и содержащем подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценочной организации относительно стоимости объекта оценки.

40. Отчет должен содержать заявление о соответствии требованиям национальных стандартов оценки и раскрытие любых отступлений от них. 

41. При составлении отчета об оценке необходимо соблюдение следующих положений:

  • в отчете должна быть изложена вся доступная информация, достаточная для определения стоимости объекта оценки;

  • содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования;

  • состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов, описание процесса оценки, расчеты и пояснения к расчетам должны позволить пользователю отчета об оценке воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам;

  • отчет об оценке не должен содержать информацию, которая не используется в процессе оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, в случае если она не является обязательной согласно требованиям законодательства об оценочной деятельности.

42. Структура отчета об оценке стоимости транспортных средств  должна содержать следующие основные разделы:

  • титульный лист с указанием наименования ТС;

  • краткое содержание основных фактов и выводов;

  • дату оценки;

  • цель оценки;

  • цены оценки;

  • валюту оценки;

  • вид определяемой стоимости;

  • ограничения и предпосылки;

  • анализ данных, использованных для оценки;

  • анализ рынка объектов-аналогов;

  • технические и экономические характеристики объектов оценки;

  • подходы оценки и методы расчета стоимости, обоснование их применения;

  • описание процедуры оценки;

  • обоснование итоговой стоимости;

  • ссылки на используемые стандарты;

  • список используемой литературы;

  • перечень данных, использованных для оценки, с указанием их источника;

  • сведения о заказчике;

  • сведения об исполнителе оценки и оценщиках;

  • приложения;

  • другие данные, необходимые для проведения оценки.

43. Отчет об оценке должен быть пронумерован и подписан оценщиком (оценщиками) постранично, прошит, а также утвержден руководителем оценочной организации и заверен печатью оценочной  организации.

44. Приложения к отчету об оценке должны содержать копии документов, использованных оценщиком в процессе подготовки отчета об оценке, а также копии лицензии оценочной организации, квалификационных сертификатов оценщиков и полиса страхования гражданской ответственности.

вверх

ГЛАВА VIII. ТРЕБОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ

 

45. Раскрытие информации, использованной в процессе оценки в отчете об оценке, должно быть осуществлено таким образом, чтобы пользователи отчета об оценке, не имеющие специальных познаний в области оценочной деятельности, могли понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком действий для установления стоимости объекта оценки.

46. Раскрытию подлежит примененная в процессе оценки информация за исключением информации, носящей конфиденциальный характер. Конфиденциальная информация раскрывается оценщиком исключительно по согласованию с заказчиком и (или) лицами, предоставившими такую информацию или по соответствующему решению суда. Степень конфиденциальности используемой информации определяется заказчиком и (или) лицами, предоставляющими такую информацию или имеющими к ней непосредственное отношение.

47. Информация, использованная для оценки и приведенная в отчете об оценке, должна иметь ссылку на источник, независимо от того, является он письменным или устным.

вверх

ГЛАВА IX. УСЛОВИЯ ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ СТАНДАРТА

 

48. Недопустимо никакое отступление от требований НСОИ № 11, касающихся изложения процесса оценки и полученного результата, раскрытия любых допущений и ограничительных условий, которые затрагивают оценку и вывод об итоговой стоимости, за исключением случаев, когда  данное отступление регламентируется Законодательством.

В случае проведения оценки в соответствии с нормативным актом, требования которого отличаются от требований настоящего стандарта, оценщик должен определить данные различия, их влияние на выбор вида определяемой стоимости и установить ограничения применения полученного результата.


[1] к АМТС относятся грузовые, легковые и грузо-пассажирские автомобили, специальные автомобили (санитарные, пожарные и др.), автобусы, мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, тракторы (в том числе ТС, созданные на их базе), дорожные машины, троллейбусы, прицепы, полуприцепы и др.

[2] К железнодорожным ТС относятся локомотивы, вагоны, электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, метрополитен и т. д.

 

Ваши предложения просим направлять по адресу:  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

вверх

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top