Газета «Народное слово», 23 июня 2011 года, № 122 (5259)

Современные процессы экономического реформирования ставят множество проблем, с которыми отечественная экономика прежде не сталкивалась. К их числу относятся создание механизмов функционирования рынка недвижимости и их совершенствование. Приоритетной задачей органов государственного управления в этой сфере является вовлечение земли и другой недвижимости в хозяйственный оборот.

Сразу после провозглашения независимости в Узбекистане начали осуществляться процессы приватизации, первым этапом которой явилась передача государством жилья в собственность граждан. Именно приватизация создала новый товар, обращение которого привело к формированию совершенно нового для современной истории страны сегмента рыночных отношений — рынка недвижимости.

В качестве продавцов и покупателей на этом рынке выступают государство, юридические и физические лица. Соотношение их на различных этапах экономического развития менялось. Так, на первом этапе приватизации нежилой недвижимости, основным ее продавцом стало государство, а покупателями — физические или юридические лица (частные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества) и т.д. В дальнейшем, в качестве продавцов нежилой недвижимости стали все больше выступать и приватизировавшие ее юридические лица, по различным причинам не имеющие возможности эту недвижимость эффективно использовать и вынужденные ее продавать, а также частные застройщики.

На рынке жилья покупателями и продавцами, как правило, выступали физические лица. Юридические лица выступали как продавцы жилья, если они осуществляли строительство жилья (застройщики), или как покупатели жилья для ведения бизнеса с последующим переводом жилых в нежилые помещения, а также в случаях, когда они выполняли посреднические функции.

Формирование и развитие рынка недвижимости, как и всякого рынка, невозможно без наличия посреднических структур и услуг, обеспечивающих его функционирование, которые на профессиональной основе обеспечивают цивилизованные формы отношений между участниками сделок и информационную среду. Эти структуры начали появляться в начале 90-х годов с развитием рынков жилой, промышленной и административной недвижимости, и их услуги были востребованы обществом.

Однако, если деятельность посредников на рынках ценных бумаг, товаров, образовательных, оценочных, аудиторских и других услуг, относящихся к сфере сервиса, регулировалась законодательством, посредники рынка недвижимости до последнего времени осуществляли свою деятельность, как правило, вне правового поля, поскольку таковое отсутствовало.  

Это приводило к многочисленным конфликтным ситуациям между участниками данного сегмента рыночных отношений, ущемлению интересов покупателей и продавцов недвижимости, уклонению от уплаты налогов с доходов, получаемых от посреднических услуг, отсутствию культуры обслуживания населения и субъектов предпринимательства, неопределенности в возможности осуществления того или иного вида посреднической деятельности на рынке недвижимости. Особенно много нарушений и злоупотреблений происходило на рынке жилья, когда собственники жилья прибегали к услугам посредников, которые только называли себя риэлторами, хотя на самом деле, ничего общего с этой профессией не имели. Кстати, хотя само слово «риэлтор» уже достаточно прочно вошло в наш лексикон, тем не менее, в государственный Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих это понятие вошло только в августе прошлого года с принятием соответствующего постановления Кабинета Министров.

Новый этап в развитии отечественного рынка недвижимости связан с  Законом Республики Узбекистан «О риэлторской деятельности», принятым  22 декабря 2010 года и вступающим в действие 23 июня с.г., а также Положением о лицензировании риэлторской деятельности, утвержденным постановлением Кабинета Министров, которые направлены на регламентацию основных функций структурных звеньев, порядка купли-продажи объектов недвижимости и передачи прав собственности на них, прав и обязанностей участников рынка риэлторских услуг, гарантии и охраны прав заказчиков-потребителей данных видов услуг, порядка государственной регистрации предпринимательских структур и лицензирования отдельных видов деятельности.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о лицензировании риэлторской деятельности» уполномоченным государственным органом в области риэлторской деятельности определено Госкомимущество Республики Узбекистан. Уполномоченный государственный орган в области риэлторской деятельности: выдает, переоформляет лицензию риэлторским организациям и риэлторам; осуществляет контроль за соблюдением риэлторскими организациями и риэлторами лицензионных требований и условий; приостанавливает действие лицензии на срок не более десяти рабочих дней, обращается в суд о приостановлении на срок более десяти рабочих дней или о прекращении действия и аннулировании лицензии; публикует в средствах массовой информации сведения о выдаче, приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии; устанавливает квалификационные требования к работникам, в том числе к руководителю риэлторской организации и претендентам на получение квалификационного сертификата; выдает, прекращает действие и аннулирует квалификационный сертификат; ведет реестр риэлторских организаций и риэлторов, а также может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.

В настоящее время, в соответствии с планом мероприятий, утвержденным правительством, Госкомимуществом ведется подготовка подзаконных нормативных актов, и организационных мер, направленных на создание условий для реализации закона. Ряд документов уже принят.

Кроме того, Госкомимуществом с привлечением всех заинтересованных организаций осуществляется работа по запуску механизма лицензирования риэлторских организаций и риэлторов. В средствах массовой информации ведется разъяснительная работа по поводу механизма функционирования риэлторских организаций и риэлторов.

Совместно с инициативной группой риэлторов организована работа по подготовке типовых внутренних правил контроля качества предоставляемых риэлторами услуг. Предстоит разработать и внедрить в деятельность риэлторских организаций стандарты риэлторской деятельности.

Управлением лицензирования оценочной, биржевой и риэлторской деятельности совместно с учебными центрами республики подготовлены и утверждены типовые учебные планы и программы подготовки риэлторов, по которым в учебных центрах уже начато обучение риэлторов.

Планом мероприятий предусмотрено также создание единой Национальной мультилистинговой системы риэлторской деятельности, которая позволит обеспечить гласность и прозрачность информации в этой сфере, а также эффективный контроль за ее деятельностью.

Госкомимуществом организованы регулярные встречи и консультации с лицами, желающими легитимно осуществлять риэлторскую деятельность, которым даются квалифицированные ответы на интересующие вопросы, разъясняются порядок лицензирования, права и обязанности риэлторских организаций и потребителей риэлторских услуг и многое другое.

С принятием Закона Республики Узбекистан «О риэлторской деятельности» рынок риэлторских услуг в республике вступил в новую фазу своего развития. Функционирование цивилизованного рынка недвижимости в любых проявлениях, должно приносить пользу и частным лицам, и государству. Формирование комплексной системы управления недвижимостью, в рамках либерализации экономики и цивилизованных отношений на рынке недвижимости – насущная необходимость сегодняшнего дня, и только применение профессионального подхода к управлению недвижимостью позволяет существенно повысить эффективность ее использования в интересах собственников, арендаторов, государства и общества в целом.

Азиз НАГАЕВ,

начальник управления Госкомимущества Республики Узбекистан.

Алишер НУРМАТОВ,

младший научный сотрудник Центра исследований Госкоимущества Республики Узбекистан.

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top