Газета BIZNES Daily БИРЖА №29 (2048), четверг, 10 марта 2016 года


matyashin13 марта 2016 года исполняется год со дня вступления в силу Закона Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» в новой редакции. Какие изменения он привнес в работу отечественных бирж? Что можно отметить по прошествии первого года? На эти и другие вопросы в беседе с нашим корреспондентом отвечает заместитель начальника управления лицензирования оценочной, биржевой и риэлторской деятельности Госкомконкуренции Республики Узбекистан А.Н. Матяшин.

– Аркадий Николаевич, вы возглавляли рабочую группу по разработке новой редакции Закона «О биржах и биржевой деятельности. Как вы можете оценить его практическую значимость за этот год?

– Прежде всего, необходимо отметить, что прежняя редакция закона действовала более 13 лет. И она успешно справилась с задачами, которые было необходимо решать в тот период времени. Но время не стоит на месте, сам ход экономических реформ в республике ставит новые задачи. Конечно же, в первую очередь в процессе разработки новой редакции закона все усилия рабочей группы были направлены на решение этих новых задач. Для этого новая редакция вобрала в себя передовой зарубежный опыт биржевой деятельности различных стран с учетом особенностей республики. Конечно, один год – это еще не срок для закона, чтобы подводить итоги, тем не менее, можно говорить, что в работе наших бирж определенные тенденции уже наметились. Так, например, важным практическим моментом, воплощающим установки новой редакции закона, является тот факт, что биржи стали больше внимания уделять процессу котирования торгуемых на них активов, стали относиться к этому процессу более ответственно. И, как следствие этого, мы можем наблюдать рост спроса на биржевые котировки со стороны различных категорий пользователей – это и продавцы, и покупатели, и потребители, и аналитические организации, и средства массовой информации, и правоохранительные органы и многие другие. Отрадно заметить, что среди пользователей биржевых котировок не только резиденты Республики Узбекистан, но и зарубежные юридические и физические лица, ведущие или намеревающиеся вести свой бизнес у нас в республике. Таким образом, можно говорить о том, что закон косвенно способствует привлечению иностранных инвесторов на отечественный биржевой рынок.

– А что, раньше наши биржи не занимались котированием биржевых товаров?

– Очень правильный вопрос. Но, по существу, он содержит в себе как минимум два вопроса. Первый касается самого понятия «биржевой товар». То определение биржевого товара, которое давалось в прежней редакции, позволяло включать в себя довольно широкий круг самых разнообразных товаров, работ и услуг. То есть акцент ставился в первую очередь на факт реализации товара. А что касается котирования, то, с одной стороны, такого понятия на уровне закона еще не существовало. С другой стороны – вопрос отдавался на откуп самим биржам, которые относились к нему каждый по своему усмотрению и рассматривали его скорее как желательный, но вовсе не обязательный элемент своей работы. Но было бы несправедливо обвинять в этом биржи. Дело в том, что процесс котирования (то есть биржевого ценообразования) напрямую связан с характером самого биржевого товара. Или, если быть точнее, с тем, какой товар считать биржевым, а какой нет.

– И к какому выводу пришла рабочая группа?

– Опять на помощь пришло подробное изучение международного опыта. А этот опыт говорит о том, что биржевым считается только тот товар (или актив), который поддается котированию на биржах, то есть котировка (цена) которого может быть получена в результате гласных и прозрачных биржевых торгов. При этом полученная котировка не должна вызывать сомнений у окружающих в своей достоверности. Иными словами, все заинтересованные стороны должны быть уверены, что эта котировка не получена в результате манипулирования, инсайда или каких-либо других противоправных действий, а является объективным результатом взаимодействия спроса и предложения на рынке данного товара. В этих вопросах (впрочем, как и во всех остальных) положения новой редакции полностью гармонизированы с зарубежным биржевым законодательством стран, биржи которых играют определяющую роль в мировой экономической жизни.

– Если я вас правильно поняла, то в новой редакции закона вопросы котирования занимают важное место. И, тем не менее, поясните, пожалуйста, почему это так важно для дальнейшего развития отечественных бирж?

– Дело в том, что ведущие мировые биржи в настоящее время призваны решать (и решают) три задачи, а поскольку они тесно переплетаются друг с другом, точнее сказать – одну триединую задачу. Первая – рыночное ценообразование (котирование). И в самом деле, что вы смотрите в вечерних новостях – котировки (цены, рыночные!) на нефть, золото, иностранные валюты и т.д. – можете сами без труда продолжить этот перечень. Вторая – страхование (здесь применяется термин – хеджирование) от непредсказуемых и неблагоприятных изменений цен (котировок). Здесь тоже все понятно, и вы можете сами привести примеры, когда и производители и потребители какого-то товара страдали от сезонных колебаний его котировок. Это очень важный вопрос, особенно для сельхозпроизводителей, которые больше других страдают от независящих от них факторов, начиная с капризов погоды и кончая капризами самого рынка. Ну и третья – создание инвестиционной привлекательности торгуемых биржевых товаров, то есть привлечение самых разнообразных инвесторов, в том числе и иностранных, на тот или иной биржевой рынок. Здесь и так все понятно. Именно в этом направлении новая редакция закона ставит биржам задачу двигаться. Потому что в перспективе наши биржи смогут заявить о себе на международном уровне. Все условия для этого созданы.

– Возвращаясь к котированию, хотелось бы еще спросить, а кем и как регулируется такой важный процесс на бирже?

– В новой редакции закона этот вопрос отнесен к компетенции специального документа – правил биржевой торговли, который разрабатывается самой биржей и подлежит утверждению наблюдательным советом биржи. Вообще говоря, в международной практике пока нет единого мнения на этот счет. До недавнего времени в подавляющем большинстве данный вопрос решался биржами самостоятельно. В пользу такого положения дел главным аргументом было то, что при возникновении недоверия, или хотя бы даже только сомнения в объективности котирования, биржа рискует, прежде всего, потерять доверие клиентов, а вместе с этим и свой авторитет. А это в современных условиях жесткой конкуренции равносильно краху. Ведь авторитет не купишь ни за какие деньги.

Однако, особенно после финансово-экономического кризиса, эта точка зрения стала активно пересматриваться. И причиной тому стали факты, когда ради сверхприбылей крупные финансовые структуры готовы были жертвовать не только своей репутацией, но и своим дальнейшим существованием. По крайней мере, специальная комиссия Конгресса США, расследовавшая причины возникновения этого кризиса, пришла к выводу, что истоки его кроются в отсутствии какого бы то ни было регулирования системно важных процедур, в числе которых стоит и процедура котирования на биржах. Сейчас эта тема активно дискутируется среди биржевых регуляторов. И вот уже появилась первая ласточка – британский (в том числе биржевой, так как, согласно законодательству Великобритании, биржи отнесены к финансовым организациям) регулятор FCA (Financial Conduct Authority – Управление по контролю за деятельностью финансовых организаций) с 1 апреля 2015 года начал регулировать процедуру котирования эталонного сорта нефти марки Brent. При этом ответственность за качество формирования котировки у биржи будет очень высокой, вплоть до уголовной. Остальные регуляторы пока не приняли подобных решений и решили пока посмотреть, как это получится в Великобритании. К слову сказать, наши биржи успешно справляются с этой задачей, и необходимости в таких жестких регулирующих мерах пока нет.

– Аркадий Николаевич, можно ли сказать так, что благодаря новой редакции наши отечественные биржи в ближайшее время встанут в один ряд с уже известными мировыми биржами?

– Нужно просто правильно понимать ситуацию. Ведь закон – это не волшебная палочка, лишь только взмахнув которой можно мгновенно решить все вопросы. Закон – ставит задачу и направление движения, это своего рода мостик между теперешним состоянием и тем, к чему мы стремимся. Дальше – дело за самими биржами. Только кропотливый напряженный ежедневный труд может привести к цели. И я уверен, что эта работа нашим биржам по плечу.

Беседовала Дилором ЗАКИРОВА.

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top