Аркадий Матяшин,

заместитель начальника Управления лицензирования оценочной,

биржевой и риэлторской деятельности Госкомконкуренции РУз


Продолжаем обсуждать проект Закона РУз

«О биржевой деятельности»

Мировой финансовый кризис резко обозначил вопросы рисков. Могут ли возникать на бирже риски? Если да, то, что это за риски? С чем связано появление этих рисков? Как от них избавиться? Или, если невозможно избавиться от рисков вообще, то как их минимизировать? А, кроме того, возможно ли управлять этими рисками? По сути дела вот этот последний вопрос становится первым. Участники рабочей группы по разработке проекта Закона РУз «О биржевой деятельности» попробовали разобраться в данном вопросе.

Международный опыт в определении биржевых рисков

Кстати сказать

Все началось с банкротства «Lehman Brothers»[1],. крушение которого подняло волну банкротства тысячи других компаний и частных вкладчиков, дав отсчет финансовому кризису, распространившемуся далеко за пределы Соединенных Штатов.

Дальнейшие события 2008 и последующих годов обратили внимание на открывшееся несовершенство функционирования американской финансовой системы, до того считавшейся почти что идеальной. Взаимосвязанность и взаимозависимость крупных финансовых институтов, считавшихся «слишком великими, чтобы рухнуть» увеличила системный риск, который проявился как ситуация, когда отказ от выполнения своих обязательств одной компании приводит к обширному сбою всей системы. Каналами, через которые системный риск может получить широкое распространение в результате несостоятельности «слишком великих, чтобы рухнуть» финансовых институтов, когда по «принципу домино» падение каждого предыдущего влечет за собой падение каждого последующего, являются платежные, клиринговые и расчетные системы.

Крах «Lehman Brothers» произвел серьезные потрясения на внутренних и глобальных финансовых рынках. Биржевой рынок не стал исключением. Многие, особенно зарубежные, инвесторы оказались лишенными доступа к собственным вложенным средствам и были вынуждены пытаться вернуть эти средства через процедуры банкротства, используя юрисдикции своих стран, что только запутывало ситуацию. Кроме того, банкротство компании «Lehman Brothers» по ее коммерческим бумагам (сходными с краткосрочными кредитами) вызвало серьезные нарушения в исполнении обязательств на этом рынке, что лишило многих корпоративных эмитентов возможности продлевать срок оплаты по долговым коммерческим бумагам[2] по мере его приближения, иначе говоря, лишило их возможности реструктуризировать свои долги.

В последствии оба главных регулятора рынка США – CFTC[3] и SEC[4] – признали, что одной из причин, послуживших началу финансового кризиса явилось, с одной стороны, несовершенство платежных, клиринговых и расчетных систем, а с другой стороны, – недостаточный контроль (а в ряде случаев отсутствие контроля) за деятельностью этих систем со стороны государства.

 

Изучение международного опыта показало, что основные риски на бирже главным образом связаны с работой пост-трейдинговой инфраструктуры. Другими словами, эти риски возникают тогда, когда дело доходит до исполнения заключенных на торгах сделок. Международная практика здесь выделяет следующие основные виды рисков.

Прежде всего, это риск сбоя самой финансовой системы в случаях банкротства ее системообразующих и системно значимых финансовых институтов, то есть, так называемый, системный риск. Единого определения системного риска не существует. Например, Федеральный резервный банк Кливленда[5] указал, что компания считается системно значимой, если ее банкротство будет иметь существенные экономические побочные эффекты, которые, если их не предотвратить заранее, могут дестабилизировать финансовую систему и оказать негативное воздействие на реальную экономику[6]. С целью выработки практических методических рекомендаций Федеральный резервный банк Кливленда предлагает использовать для обозначения компаний как системно важных, кроме размера, следующие четыре фактора:

  • возможность цепной реакции, то есть риск, что вследствие ухудшения финансового состояния материнской компании произойдет ухудшение финансовых состояний ее дочерних компаний);
  • корреляция, или взаимосвязь и взаимозависимость с другими компаниями;
  • концентрация капитала;
  • окружающие условия (в контексте).

Международный валютный фонд дает свою обобщенную формулировку системного риска как возможность крупных потерь одних финансовых институтов, вызванных неплатежеспособностью других взаимосвязанных с ними финансовых институтов[7].

Конгресс Соединенных Штатов определил решение связанных с системным риском вопросов в ряде положений Закона Додда-Франка[8], в частности, через создание Совета по надзору за финансовой стабильностью, а также регулированием системно значимых компаний.

Помимо системного риска Федеральная резервная система США определяет следующие четыре основных риска в платежных, клиринговых и расчетных системах[9]:

  • кредитный риск (credit risk) – риск, который возникает в случае, когда одна из сторон биржевой сделки по каким либо причинам не выполняет своих обязательств по данной сделке в полном объеме и в определенный срок;
  • риск ликвидности (liquidity risk), или риск потери ликвидности (liquidity fall risk, liquidity lowering risk) – риск, который возникает в случае, когда одна из сторон сделки в установленное время не выполняет своих обязательств в полном размере из-за временной недостаточности средств. Риск ликвидности отличается от кредитного риска тем, что он не является следствием неплатежеспособности стороны сделки, так как имеется возможность, что она погасит задолженность в ближайшее время;
  • операционный риск (operational risk) – риск, возникающий в силу непредвидимых ситуаций, связанных с функционированием информационно-коммуникационных средств, таких, как ошибки, вызванные человеческим фактором, техническим сбоем программных или аппаратных средств или систем связи, а также хакерских или иных террористических атак на систему;
  • правовой риск (legal risk), который является риском потерь из-за неожиданных изменений, ввода в действие или отмены законодательных или иных регулирующих норм, или в связи с невозможностью исполнения контракта в принудительном правовом порядке.

Кстати сказать

В случае с банкротством в 2008 году «Lehman Brothers», рабочая группа в результате изучения ситуации выяснила, что вопросами рисков, заключенных в пост-трейдинговой инфраструктуре, серьезно никто не занимался. Именно в 2008 году, когда финансовый кризис уже набирал силу, Председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы Бен Бернанке запросил у Конгресса США полномочия для надзора за системно значимыми платежными, клиринговыми и расчетными системами, аргументируя это тем, что многие крупные центральные банки во всем мире уже имеют данные полномочия, установленные законодательством. При этом Бен Бернанке заявил, что «стабильность постоянно расширяющейся финансовой системы требует, чтобы ключевые платежные, клиринговые и расчетные системы бесперебойно работали в условиях стрессовых ситуаций и могли эффективно управлять рисками невыполнения обязательств контрагентов»[10].

Касаясь деятельности пост-трейдинговой инфраструктуры, законодательство зарубежных стран[11] определяет ее через понятие деятельности по оплате, клирингу и расчетам как видов деятельности, осуществляемых одним или несколькими финансовыми институтами с целью содействия завершению финансовых транзакций. При этом термин финансовые транзакции включает в себя, кроме всего прочего, переводы денежных средств, ценных бумаг и фьючерсных контрактов, репо-соглашений, валютных контрактов, контрактов производных финансовых инструментов и свопов. Деятельность по оплате, клирингу и расчетам не включает в себя любые предложения или продажу ценных бумаг, или любые пред-торговые операции, или осуществление процедуры котирования, или выдачи приказов на торгах.

 

Место клиринга в системе управления биржевыми рисками

Ядром пост-трейдинговой инфраструктуры, деятельность которой направлена на создание механизма гарантированного исполнения заключенных биржевых сделок, является клиринговая деятельность или клиринг. В большинстве стран с развитой рыночной инфраструктурой клиринговая деятельность является лицензируемым видом деятельности и осуществляется под жестким контролем государства.

Осуществляют клиринг самостоятельные юридические лица путем электронного взаимодействия с организованными и регулируемыми рынками, в том числе, с биржами. Как правило, клиринговая организация представляет собой крупное акционерное общество, основными акционерами которого являются банки, инвестиционные институты и другие финансовые организации. Такие клиринговые организации обеспечивают клиринг нескольким крупным биржам.

В качестве примера, среди крупнейших клиринговых организаций можно привести такие, как «Clearstream», «Euroclear», «Eurex Clearing» и другие. Так, в настоящее время «Clearstream» обслуживает более 2,5 тыс. клиентов из более 110 стран, обеспечивая им доступ на 54 национальных рынках, осуществляя учет и расчеты по 150 тысячам финансовых инструментов, проводя более 250 тыс. операций в день. При этом 15% операций осуществляется по биржевым сделкам, 85% - по сделкам, заключенным на внебиржевом рынке. Это особенно важно в условиях ликвидации последствий международного финансового кризиса, который возник, как известно, именно на неконтролируемом внебиржевом рынке при отсутствии клиринга.

«Euroclear» обеспечивает расчеты на 25 национальных рынках акций и 30 рынках облигаций. Клиентами «Euroclear» являются более 2 тыс. профессиональных финансовых организаций, расположенных более чем в 90 странах. При этом ежедневный объем операций составляет в среднем 700 млрд. евро, а ежегодный объем расчетов превышает 540 трлн. евро. «Euroclear» своими операциями покрывает более чем 99% всех задолженностей по выплатам Европейского рынка акций, облигаций, денежных средств и деривативов, как на биржевом, так и не внебиржевом рынке.

«Eurex Clearing» обслуживает 160 клиринговых членов из 16 европейских стран, а также управляет объемом обеспечения, денежная стоимость которого достигает примерно 47 миллиардов евро. Ежемесячный объем управляемых рисков составляет почти 9 трлн. евро, в связи с чем «Eurex Clearing» имеет рейтинг самого крупного центрального контрагента в Европе и осуществляет полностью автоматизированные пост-трейдинговые услуги для акций, облигаций, деривативов и других инструментов в режиме реального времени. Как центральный контрагент, «Eurex Clearing» выполняет функцию покупателя для всех продавцов и функцию продавца для всех покупателей. При этом, возможные риски сторон сделок минимизируются, а операционная эффективность значительно повышается и, как следствие, углубляется и расширяется интеграция национальных рынков.

Такая высокая эффективность при минимальном риске достигается за счет системы взаимозачетов: только 4-5% сделок требуют реального перемещения активов или денежных средств. Примерно с середины 1980-х годов в пост-трейдинговых услугах начал использоваться принцип нескольких клиринговых сессий в течение рабочего дня, что позволило разбить дневной интервал на несколько более коротких периодов, оперативно отслеживать ситуацию в системах и устранять сбои по мере их возникновения. В дальнейшем были внедрены расчеты в режиме реального времени по большинству торгуемых активов.

Высокие обороты, в свою очередь, приводят к низким издержкам, что позволяет поддерживать приемлемый для клиентов - профессиональных участников финансовых рынков уровень комиссионного вознаграждения. При этом системы расчетов весьма надежны, риск неисполнения обязательств по сделке составляют тысячные доли процента от объема операций. Это достигается применением следующих методов:

  • расчеты ведутся только на условиях «поставка против платежа»[12]: для совершения операции обе стороны должны иметь остатки на счетах в этих системах, достаточные для выполнения своих обязательств;
  • предварительная сверка параметров операции (количество, вид и стоимость активов, участвующих в операции);
  • применение сквозной обработки поручений с автоматической сверкой результатов операции. В частности, «Euroclear» и «Clearstream» совместно разработали систему подтверждения и сверки, проводящую анализ в день совершения сделок; впоследствии были внедрены системы, осуществляющие сверку непосредственно после проведения операции;
  • предоставление покрытия под проведение операции в случае нехватки или отсутствия на счете участников соответствующих ценных бумаг либо денежных средств. Покрытие предоставляется из гарантийного фонда, формируемого за счет средств участников, а сама система выступает своего рода менеджером, который предоставляет и возвращает ресурсы, списывает и начисляет вознаграждение, управляет рисками. Средства возвращаются на счет кредитора по первому требованию с выплатой процентов по их использованию. Возврат средств гарантируется как самой системой, так и банками, с которыми подписаны гарантийные соглашения.

Применение механизмов, подобных указанным, становится особенно важным на фоне набирающей в Европе ход интеграции в области биржевой деятельности. По мнению специалистов, в течение ближайших нескольких лет на рынке Европы может остаться 3-4 основные биржи, например, «Deutsche Borse», «Euronext», «Nasdaq Europe», специализирующиеся на различных видах инструментов и отличающиеся по способам организации торговли. При этом качественная и надежная работа клиринговых организаций становится во многом определяющей для успешной работы самих бирж.

Как видно из вышесказанного, в общем смысле, клиринг включает в себя сбор, обработку, сверку, корректировку, информации, касающейся взаимных обязательств сторон сделок, определение этих обязательств и обеспечение их выполнения. Выполнение обязательств достигается путем зачета и взаимозачета взаимных обязательств сторон сделки, и, при необходимости, использование для этих целей гарантийного фонда.

Так, например, в Законе РУз «О рынке ценных бумаг» клиринговая деятельность объединена с расчетной деятельностью и дается определение: «Расчетно-клиринговая деятельность - деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетов по ним»[13].

В законодательствах разных стран существуют различные определения понятия клиринга, которые, впрочем, не меняют суть клиринга.

В законодательстве Республики Казахстан дается следующее определение: «клиринг - проведение зачета взаимных требований и обязательств между участниками биржевых торгов по сделкам, совершаемым на товарной бирже»[14].

В России принят отдельный закон по клирингу, в котором говорится: «клиринговая деятельность - деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга, зарегистрированными в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков»[15].

В законодательстве США в отношении клиринга говорится следующее: «… если фьючерсы на ценные бумаги не заканчиваются денежными расчетами, рынок, на котором данные фьючерсы торгуются, должен урегулироваться зарегистрированным клиринговым агентством посредством денежной выплаты и поставки ценных бумаг, лежащих в основе данных фьючерсов»[16].

Законодательством Республики Корея установлено: «Биржа должна, как клиринговая организация, осуществлять подтверждение сделок, выявление задолженностей, зачет, расчет по ценным бумагам, расчет по каждому отдельному активу, расчет необходимых сумм, расчет по выполнению гарантий, принятие мер по расчетам по неисполненным сделкам, выработка инструкций по результатам сделок на рынке ценных бумаг и рынке деривативов»[17].

В законодательстве Японии установлено: «термин "Клиринговая организация по сырьевому товару", используемый в настоящем Законе означает юридическое лицо, которое получило лицензию или разрешение от уполномоченного министерства согласно положениям статьи 167 или статьи 173 параграфа 1 в отношении деятельности по принятию на себя долговых обязательств по сделкам с сырьевым товаром[18].

Показательно, также определение клиринга, которое дает Комитет по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов[19]: «Клиринг/клиренс - процесс передачи, согласования и, в некоторых случаях, подтверждения платежных поручений или распоряжений на перевод ценных бумаг до урегулирования расчетов, по возможности, включая взаимозачет (неттинг) распоряжений и выведение окончательного сальдо для урегулирования расчетов. Иногда данный термин используется (неточно) включая расчеты»[20]. Также данный Комитет определяет клиринговую систему как набор процедур, согласно которым финансовые учреждения представляют и обмениваются данными или документами, связанными с передачей средств или ценных бумаг другим финансовым учреждениям в одном месте, называемом клиринговой организацией. Эти процедуры включают в себя механизм содействия созданию чистых позиций участников обязательств для облегчения урегулирования их расчетов. Этот механизм известен под названием неттинг. В свою очередь, Комитет дает определение неттинга как согласованная компенсация позиций или обязательств торговых партнеров или участников. Неттинг позволяет значительно уменьшить большое количество отдельных позиций или обязательств и может принимать различные формы, которые имеют различные степени правового обеспечения в случае невыполнения обязательств одной из сторон[21].

На основе изучения международного опыта, в проекте Закона РУз «О биржевой деятельности» предложена следующая формулировка: «Клиринговой деятельностью в биржевой торговле является деятельность структурного подразделения биржи или клиринговой организации и его членов, посредством которой осуществляется определение, уточнение, зачет и взаимозачет обязательств по биржевым сделкам, обеспечение финансовых гарантий исполнения биржевых сделок и управление гарантийным фондом».

Исходя из самого смысла клиринга, в зависимости от уровня ликвидности торгуемых активов и, соответственно, от применяемой технологии торгов, в международной практике можно встретить следующие виды клиринга. Например, в Отчете Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов 1992 года[22] выделяется три модели клиринга и расчетов.

Для справки

Три модели клиринга и расчетов

Модель DVP 1. Исполнение поручений отдельно по каждой сделке («сделка за сделкой», gross settlement). При реализации данной модели, в случае отделения денежной составляющей от ценных бумаг, должен быть налажен оперативный обмен информацией между депозитарием и банком. Минусами этой модели является необходимость резервирования значительного объема активов. При отсутствии хорошей системы управления ликвидностью повышается риск неисполнения сделок. Для управления данными рисками необходимо управление очередью платежей, а также развитие системы кредитования ценными бумагами.

Модель DVP 2. Перевод ценных бумаг по каждой сделке, а перечисление денежных средств с использованием неттинга. Также эту модель называют расчетом на основании брутто ценными бумагами и нетто денежными средствами. Переводы ценных бумаг предшествуют окончательному расчету по деньгам (в соответствии с нетто-поручением от депозитария в адрес Центрального банка или расчетного банка). Плюсами данной модели является отсутствие необходимости резервирования больших денежных сумм и повышение процента исполняемых сделок. Минусами - большой кредитный риск продавца. Для управления рисками необходима гарантия исполнения денежных переводов платежной системой (гарантии крупных банков или Центрального банка).

Модель DVP 3. Исполнение поручений с использованием неттинга и по ценным бумагам и по денежным средствам. Также эту модель называют расчетом на основании нетто ценными бумагами и нетто денежными средствами. Плюсом данной модели является отсутствие риска потери основного долга. Минусами – риск ликвидности, риск банкротства гаранта, законодательные риски (необходимость отмены всех расчетов), системный риск. Для управления рисками используется кредитование ценными бумагами, гарантии исполнения (к примеру, центральным контрагентом).

В биржевой торговле, в настоящее время, наибольшее распространение получил непрерывный клиринг, в большей степени соответствующий модели DVP 3, который применяется на рынках с высоким уровнем ликвидности и, соответственно, торгов, проводимых по технологии непрерывного двойного аукциона.

 

Клиринговые организации, гарантийный фонд и центральный контрагент

С процессами клиринга и расчета тесно связана проблематика управления разного вида риска, выступающего в процессе этих операций. Структурами, занимающимися этой проблематикой, и являются клиринговые организации. В большинстве случаев, это – специализированное юридическое лицо. Однако, в ряде случаев это может быть структурное подразделение биржи, либо эти функции могут быть возложены на центральный депозитарий. Клиринговые организации могут заниматься обслуживанием одного или нескольких секторов рынка капитала, как регулируемого (биржевого), так и нерегулируемого (внебиржевого).

Основная задача клиринговых организаций состоит в проведении клиринга сделки, то есть вычислении объема обязательств сторон и проверке наличия средств на покрытие этих обязательств.

Клиринговые организации используют в своей деятельности многие механизмы, позволяющие снизить риск невыполнения сторонами обязательств по заключенной сделке, о чем мы уже говорили выше. Основным механизмом, используемым для уменьшения риска, является неттинг (то есть расчет стоимости нетто, чистой стоимости) задолженностей и денежных обязательств, а также обязательств по этому же финансовому инструменту по отношению к разным сторонам сделки, в результате чего уменьшается количество и объем переводов.

Возможность использования для окончательного расчета меньшей суммы или количества ценных бумаг, по сравнению с суммами и количеством ценных бумаг по отдельным сделкам, уменьшает вероятность образования недостатка средств у сторон клиринга, а уменьшение количества перерасчетов позволяет уменьшить стоимость клиринговых услуг. Клиринговые организации, кроме этого, используют механизмы по обеспечению реализации расчетов, в частности, используя активы, внесенные сторонами сделки в виде гарантийных депозитов и взносов в гарантийный фонд.

Гарантийные депозиты вносятся сторонами сделки. Они предназначены для покрытия возможного увеличения размера обязательств при значительном изменении цен на предмет сделки в период времени между заключением сделки и ее окончательным расчетом. В этот момент клиринговая организация проводит постоянный мониторинг, изменяя размер обязательств в зависимости от уровня цен на рынке (так называемая отметка по рынку), взимая с участников расчета дополнительные средства, в случае их недостаточности, либо возвращая участникам, в случае переизбытка средств. Гарантийный фонд создается на случай отсутствия возможности выполнения принятых обязательств участниками системы.

Средства, накопленные в гарантийном фонде, используются исключительно после исчерпания других методов оптимизации расчетов, таких как кредиты ценных бумаг, технические кредиты или изменение очередности расчета сделки (для того, чтобы расчет одних сделок обеспечил средства на проведение расчета очередных сделок).

Вопрос гарантийного фонда, также был рассмотрен рабочей группой и внесен в проект Закона РУз «О биржевой деятельности». Ему посвящена отдельная статья, которая гласит, что «…при недостаточности средств участника биржевой торговли исполнение его обязательств по биржевой сделке обеспечиваются средствами гарантийного фонда, предоставляемыми участникам торгов на платной и возвратной основе».

Данное положение говорит о том, что если недостаточность ваших средств по обязательствам покрываются из средств гарантийного фонда, то это не является благотворительной акцией. За нее придется платить, поскольку вы заранее не позаботились о собственной платежеспособности. Этой же статьей устанавливается, что управление средствами гарантийного фонда осуществляется клиринговой организацией, обслуживающей данную биржу.

Вместе с тем, на практике, клиринговые организации используют также другие механизмы, гарантирующие наличие средств для обеспечения исполнения заключенной сделки, например, страховые полисы.

В настоящее время, в международной практике получила распространение ситуация, когда клиринговые организации берут на себя риск по расчетам сделки, принимая роль центральных контрагентов[23]. Центральный контрагент – это субъект, принимающий взаимные права и обязанности сторон сделки, становясь покупателем для каждого из продающих и продавцом для каждого из покупающих[24]. В связи с этим, стороны становятся анонимными, каждая из них выполняет обязательства исключительно по отношению к центральному контрагенту, не зная друг друга. При этом риск неплатежеспособности другой стороны сделки заменяется на риск неплатежеспособности центрального контрагента. Поскольку такая клиринговая организация специализируется в области управлении рисками и имеет в своем распоряжении достаточное количество механизмов ограничения этих рисков, то, как сторона сделки, она считается весьма надежным контрагентом.

Центральный контрагент может выполнять свои функции, используя принцип novation, то есть необратимый юридический перевод на себя обязательств сторон сделки после ее заключения, либо использовать принцип open offer, становясь стороной сделки непосредственно в момент заключения сделки.

Поскольку центральный контрагент становится, таким образом, стороной сделки, он одновременно берет на себя ответственность за выполнение принятых обязательств, будучи первичной стороной договора. В связи с этим, для инвесторов (которые имеют в качестве своего контрагента надежного центрального контрагента) возникает дополнительная гарантия реализации обязательств вследствие перехода кредитного риска на клиринговую организацию.

Некоторые клиринговые организации, не становясь формально стороной расчета, по своим функциям и по значению не отличаются от центрального контрагента, поскольку, кроме проведения клиринга, обеспечивают безопасность системы при помощи продвинутых методов управления всеми видами риска, связанного с клирингом. В таких случаях можно считать, что они, фактически, выполняют роль центрального контрагента.

Кстати сказать

В качестве примера растущего значения института центральных контрагентов, необходимо отметить, что, в настоящее время, центральные контрагенты функционируют на всех значительных рынках ценных бумаг в странах Евросоюза. Они играют все более важную роль, сводя к минимуму кредитный риск расчетов, сокращая потребность в ликвидности и финансовом обеспечении, а также снижая их издержки, и обеспечивая анонимность сделок. Спрос на услуги центрального контрагента постоянно растет, учитывая возрастающее количество сделок, а также положительное влияние деятельности механизма участия центрального контрагента на эффективность и стабильность финансовых рынков.

Принятое 3 июня 2002 года Коммюнике Европейской Комиссии «Клиринг и расчет в Европейском союзе: основные вопросы политики деятельности и будущие вызовы»[25] указывает на необходимость улучшения способа предоставления услуг в области клиринга и расчетов сделок с финансовыми инструментами в трансграничном обращении в рамках Евросоюза. В этой области Еврокомиссия поставила перед собой цель ликвидации барьеров в реализации розничных трансграничных сделок и устранения преград в развитии конкурентности в трансграничном обращении. Еврокомиссия заявила, что считает клиринг и расчет очень важными процессами для результативного и безопасного функционирования всего рынка капитала в Европейском Союзе.

Члены рабочей группы, осознавая важность роли центрального контрагента для биржевой деятельности, но, вместе с тем, понимая, что рамки проекта Закона РУз «О биржевой деятельности» не позволяют в необходимом объеме раскрыть все вопросы, касающиеся деятельности центрального контрагента, пришли к выводу, что данные вопросы требуют написания отдельного нормативно-правового акта и не могут быть отражены в данном проекте.

Вопрос клиринга является важным, если не сказать, центральным, вопросом для биржевой деятельности с точки зрения ее эффективной работы и обеспечения гарантированного исполнения заключенных биржевых сделок. Поэтому члены рабочей группы будут благодарны выслушать мнения читателей журнала, включая участников биржевого рынка республики по данному вопросу.

 

Материал опубликован в журнале «KORHONANI BOSHKARISH – УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ» №11 за 2013 год на государственном языке под названием «Биржада ?алтисликларни бош?ариш» и на русском языке под одноименным названием.



[1] «Lehman Brothers Holdings, Inc.» (был основан в 1850 году) – американский инвестиционный банк, ранее один из ведущих в мире финансовых конгломератов и мировых лидеров в инвестиционном бизнесе. В 2006 году численность персонала составляла 26 тыс. человек, выручка на 30 ноября 2006 года - 46,7 млрд. долл. США, чистая прибыль – 4 млрд. долл. США, активы – 503,5 млрд. долл. США. В 2008 году «Lehman Brothers» обратился в суд с заявлением о банкротстве и просьбой о защите от кредиторов. На момент обращения его долги составляли 613 млрд. долларов США.

[2] Разновидность ценных бумаг (облигация, вексель, чек, банковский сертификат, коносамент), которые представляют собой обращающиеся на рынке обязательства крупных компаний, и не имеющие специального обеспечения, а, следовательно, подверженные повышенному риску.

[3] CFTC (Commodity Futures Trading Commission) – Комиссия по торговле товарными фьючерсами - независимое федеральное агентство США, созданное для контроля за исполнением Закона о товарных биржах. В задачи Комиссии входят защита участников рынка и их клиентов от мошенничества и злоупотреблений при торговле товарными и финансовыми фьючерсами и опционами, а также поощрение конкурентного и финансово значимого рынка фьючерсов и опционов.

[4] SEC (Securities and Exchange Commission) – Комиссия по ценным бумагам и биржам – агентство правительства США, являющееся главным органом, осуществляющим функции надзора и регулирования американского рынка ценных бумаг. Ее главной задачей является поддержание и укрепление доверия инвесторов к фондовому рынку путем создания понятных и прозрачных правил, а также контроль за их соблюдением.

[5] В США не существует Центрального банка в привычном для нас понимании. Функции Центрального банка в США выполняет Федеральная резервная система, состоящая из 12 независимых региональных Федеральных резервных банков, каждый из которых фактически является центральным банком на своей территории. К примеру, Федеральный резервный банк Кливленда является одним из них. Для координации деятельности этих банков существует Совет управляющих Федеральной резервной системы.

[6] James B. Thomson «On Systemically Important Financial Institutions and Progressive Systemic Mitigation» // Federal Reserve Bank of Cleveland, Policy Discussion. Paper Number 27, August 2009. P.1. http://www.clevelandfed.org/research/policydis/pdp27.pdf.

[7] International Monetary Fund, «Meeting New Challenges to Stability and Building a Safer System» // «Global Financial Stability Report», April 2010, p.2. http://www.imf.org/external/pubs/ft/gfsr/2010/01/index.htm.

[8] Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей (от англ. The Wall Street Reform and Consumer Protection Act), также известный по именам его разработчиков как Закон Додда-Франка (от англ. The Dodd-Frank Act) – законодательный акт США, принятый 21 июля 2010 года в целях снижения рисков американской финансовой системы.

[9]Board of Governors of the Federal Reserve System, «Policy on Payment System Risk» // Washington, DC, as amended effective. June 16, 2010. http://federalreserve.gov/paymentsystems/psr_policy.htm.

[10] «Statement of Ben S. Bernanke, Chairman, Board of Governors of the Federal Reserve System», in U.S. Congress // House Committee on Financial Services, «Systemic Risk and the Financial Markets», 110th Cong., 2nd sess., July 10, 2008, H.Hrg., p.65 (Washington: GPO, 2008).

[11] К примеру, в США Закон Додда-Франка о реформе Уолл-стрит и защите потребителей. Часть 803 раздела VIII.

[12] Delivery Versus Payment (DVP) – порядок расчетов по биржевым и внебиржевым сделкам. Подразумевает, что перечисление ценных бумаг и денежных средств по счетам участников клиринга производится только после проверки и удостоверения (подтверждения) наличия на счетах участников клиринга достаточного количества ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для исполнения совершенных сделок. Данный принцип позволяет обеим сторонам сделки избежать риска кредитования контрагента. Именно поэтому DVP давно является стандартом на биржевых и внебиржевых рынках всех развитых стран. Факт использования DVP участником рынка свидетельствует о том, что компания внимательно относится к управлению собственными рисками и имеет возможность не брать на себя риски других участников.

[13] Закон РУз от 22.07.2008г. №ЗРУ-163, ст.26.

[14] Закон Республики Казахстан «О товарных биржах» от 04.05.2009г. №155-IV ЗРК.

[15] Федеральный закон РФ от 07.02.2011г. №7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности».

[16] Securities Exchange Act of 1934.

[17] Financial Investment Services and Capital Markets Act

[18] Commodity Exchange Act

[19] Банк международных расчетов (Bank for International Settlements (BIS)) - международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчеееетов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований. Штаб-квартира расположена в Базеле, Швейцария.

[20] Bank for International Settlements, Committee for Payment and Settlement Systems, «A Glossary of Terms Used in Payments and Settlement Systems», Basel, Switzerland, March 2003, http://www.bis.org/publ/cpss00b.pdf.

[21]Bank for International Settlements, «Standards for Payment, Clearing, and Settlement Systems: Review by CPSSIOSCO». Basel, Switzerland, press release, February 2, 2010, http://www.bis.org/press/p100202.htm.

[22] Bank for International Settlements, «Delivery Versus Payment in Securities Settlement Systems» // Report prepared by the Committee on Payment and Settlement Systems of the Central banks of the Group of Ten countries. Basle  September 1992.

[23] Центральная сторона клиринга, называемая также центральным контрагентом либо центральным партнером - central counterparty - CCP.

[24] На основании определения, данного в документе Eвропейской Комиссии «Draft working document on post-trading activities», 23.05.2006, http://ec.europa.eu/internal_market/financial-markets/docs/clearing/draft/draft_en.pdf.

[25] Communication from the Commission to the Council and the European Parliament »Clearing and Settlement in the European Union: Main policy issues and future challenges», COM(2002)257, Brussels, 28 May 2002.

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top