Опубликовано в газете BIZNES Daily Биржа в №№ 127, 132 за 2016 год

 

Практикующие оценщики, а также биржевые трейдеры нередко сталкиваются с ситуацией, когда, например, акции, котирующиеся на Республиканской фондовой бирже «Тошкент», требуется, также, оценить оценочной организацией на предмет определения ее рыночной стоимости. Нет ли здесь дублирования? Да и что может быть общего между биржевой деятельностью и оценочной?

Начну с последнего вопроса. Общее между ними в том, что и те и другие занимаются определением цены актива. Дело в том, что в этом вопросе имеет место нормативно-правовая коллизия. С одной стороны, согласно статье 17 Закона Республики Узбекистан «О биржах и биржевой деятельности» биржевая цена ценных бумаг, за исключением государственных ценных бумаг, полученная по итогам биржевых торгов, является рыночной ценой данных ценных бумаг на дату биржевых торгов. Здесь все понятно. С другой стороны, согласно статье 11 Закона Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или на праве общей собственности частично государству. А, если же при этом объектом оценки является предприятие или организация в форме акционерного общества, то, соответственно оцениваться будут акции этого общества. А, кроме того, если в задании на оценку в качестве цели оценки указана купля-продажи, то оценщик должен определить именно рыночную цену. И здесь тоже все понятно. Но ситуация, действительно, требует разрешения.

Получается, что и биржа и оценочная организация делают одну и ту же работу. При всем при том, что между биржевой и оценочной деятельностью существуют существенные различия.

Во-первых, биржи, как правило, выдают рыночные цены, в то время, как, оценочные организации могут выдавать как рыночные цены, так и цены, отличные от рыночных, в зависимости от целей оценки.

Во-вторых, технологии определения цен в биржевой и оценочной деятельности принципиально отличаются друг от друга. Биржевые технологии ценообразования (котирования) основаны на принципах и методах математической статистики. В то время как в основе процесса ценообразования оценочной деятельности лежит финансовая математика.

В-третьих, и это вытекает из второго, биржевое ценообразование может быть применено только к активам со стандартными свойствами, а ценообразование оценочных организаций применимо к активам с сугубо индивидуальными свойствами, цены которых не могут быть определены посредством биржевого котирования.

В-четвертых, и это тоже немаловажно, биржа может выдавать цены непрерывно в режиме реального времени, а оценочные организации – лишь на дату оценки. Соответственно через какое-то время оценочные цены устаревают и требуют новой повторной оценки, тогда, как биржевые цены постоянно обновляются.

В-пятых, цены, определенные оценочными организациями являются рекомендательными, и за их дальнейшее использование ответственность несет заказчик оценки. В случае же биржевых цен, за них отвечает биржа.

В-шестых. Основанием для проведения оценки актива является договор, который заключается между оценочной организацией и заказчиком оценки. При биржевом же ценообразовании, основой являются биржевые торги с котируемым (оцениваемым) активом.

В-седьмых. Биржевое котирование является публичным, гласным и открытым  процессом. Тогда же, как процесс оценки, проводимой  оценочной организацией, является предметом договора исключительно между ней и заказчиком.

В-восьмых. Все основные процедуры оценки, как правило, описываются в стандартах оценки разного уровня, находящихся в открытом доступе. В то время как процедура котирования, а точнее – алгоритм котирования, является коммерческой тайной биржи.

Как видно, данный вопрос оказался многогранным. Все понятно, за исключением последнего момента. Получается, что, грубо говоря, по каким формулам высчитывают цены оценочные организации известно, а вот по каким это делает биржа – нет. А если, спросите вы, уважаемый читатель, обратиться к какой-либо известной бирже с просьбой о предоставлении алгоритма котирования? К сожалению, ответ будет разочаровывающий. Биржа сообщит, в самых общих чертах, на каких принципах построен процесс её котирования и какие факторы, при этом, учитываются. Просить же у известной биржи раскрыть ее алгоритм котирования все равно, что просить у компании The Coca-Cola Company рецепт напитка Кока-Кола. На всех известных зарубежных биржах алгоритм котирования является коммерческой тайной.

Сам собой напрашивается ещё один вопрос, правильно ли будет сказать, что оценочные организации не могут оценивать типичные биржевые товары? Теоретически, конечно, могут, но практически это лишено смысла. Мы уже об этом говорили, цена, выведенная оценочной организацией, действительна только на дату оценки и через какое-то время начнет устаревать. А вот цена (котировка) биржи может выдаваться в режиме реального времени в течение каждого рабочего дня биржи. Точнее сказать в течение всей торговой сессии, так как многие зарубежные биржи проводят торги 24 часа в сутки и понятие рабочего дня для них является чисто условным. Но, при этом, не нужно забывать, что далеко не все, даже типичные биржевые товары, допускаются биржей на биржевые торги. Возвращаясь к нашему примеру с акциями, необходимо заметить, что акции, не отвечающие установленным биржей требованиям и, соответственно, не допущенные к торгам, котироваться на бирже не будут. В этом случае оценку их цены могут осуществлять оценочные организации.

Также, при этом, необходимо иметь ввиду что круг активов (товаров), цену которых можно получить посредством биржевого котирования, относительно невелик. Как правило, это те активы (товары), от цен которых зависят и с цен которых берут начало ценовые цепочки других товаров. Например, цена нефти дает начало цепочкам цен на все виды товаров, полученных в результате переработки нефти. В то время, как круг активов (товаров), для определения цены которых можно применить механизмы оценочной деятельности, достаточной широк. Практически методами оценочной деятельности можно оценить любой актив (товар), с учетом оговорок, о которых мы упомянули.

Таким образом, можно сказать, что, хотя и у биржевой и у оценочной деятельности есть схожие черты, пути их не пересекаются. Каждый из них занимается своим делом. По большому счету они не мешают друг другу, а, скорее, дополняют друг друга. Так что биржи и оценочные организации всякие нужны, биржи и оценочные организации всякие важны.

Еще об одном вопросе, вытекающем из этой коллизии, необходимо упомянуть. Предположим, некий субъект предпринимательства (например, небольшая частная фирма) в ходе приватизации выкупил в порядке, установленном законодательством часть акций, принадлежавших государству. Оставшаяся часть акций по-прежнему находится во владении государства. Допустим, что через какое-то время, данная частная фирма решает из приобретенного пакета акций несколько акций. Ведь акции куплены ею на законных основаниях, и она вправе реализовать свое право собственности на эти акции, включая владение, пользование и распоряжение, в любой момент времени. Но тут появляется одно «но». Просто так взять и продать свои акции эта фирма не может. В соответствии со статьей 11 Закона Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» необходимо, прежде всего, провести ее оценку. Для этого нужно заключить договор с оценочной организацией и, соответственно оплатить оценочные работы по договору. При этом, для оценочной организации не имеет никакого значения, требуется ли оценить 1 акцию или 10 или 100, сколько угодно. Трудоемкость работ, а, следовательно, и её стоимость для заказчика будет одна и та же.

В этой ситуации возникает парадокс, когда расходы на проведение оценки акций будут соизмеримы (а, в отдельных случаях, даже могут превышать) со стоимостью самих оцениваемых акций. А, если ещё эти акции не удалось продать в течение длительного времени, то, для повторного выставления на продажу, может опять потребоваться оценка. И так до бесконечности. Данная ситуация значительно понижает ликвидность таких акций. Не говоря уже о том, что они выпадают из оборота и превращаются для купившей их фирмы в «замороженный» капитал. Есть ли резон для предпринимателя вкладывать свои кровные в неликвидный актив, от которого потом не будешь знать, как избавиться?

Необходимость в решении обозначенного вопроса, особенно актуально сегодня, в свете задач, поставленных в Указе Президента Республики Узбекистан от 05.10.2016г.  № УП-4848, направленных на обеспечение ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, ликвидацию бюрократических преград на пути развития предпринимательства, улучшение инвестиционного климата и деловой среды в республике. В данном случае, обязательная оценка акций, в общем объеме эмиссии которых имеется доля государства, и которые включены в биржевой котировальный лист фондовой биржи и котируются в соответствии с законодательством, на сегодняшний день представляется излишней бюрократической преградой. Отмена этой бюрократической преграды будет способствовать увеличению оборота вторичного рынка ценных бумаг, привлечению широкого круга субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства к участию в рынке ценных бумаг и улучшению инвестиционного климата в республике.

Заместитель начальника управления лицензирования оценочной, биржевой и риэлторской деятельности Госкомконкуренции Республики Узбекистан

Аркадий Матяшин


СПАСИБО ЧИТАТЕЛЯМ

В номере 127 от 3 ноября 2016 года газеты «Биржа» была опубликована статья под названием «Котирование или оценка?». Суть статьи заключалась в том, что организация, купившая государственные акции, в случае, если она захочет в дальнейшем продать эти акции, должна будет сначала их оценить с помощью оценочной организации. Вопрос был озвучен оценщиками в процессе работы над внесением изменений и дополнений в ряд нормативно-правовых актов по оценочной деятельности с целью ее дальнейшего развития и совершенствования. На практике оценщики сталкиваются с подобной ситуацией, когда к ним обращаются организации с просьбой оценить такого рода акции. Статья вызвала живейшие отклики со стороны читателей. Среди прочих, на статью также откликнулся Центр по координации и развитию рынка ценных бумаг с подробным разъяснением данного вопроса. Из данного разъяснения следует, что подобная ситуация, имела место в недавнем прошлом. Однако в мае 2014 года было внесено существенное изменение в абзац первый части первой статьи 11 Закона Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности». В настоящее время этот абзац звучит следующим образом: «Проведение оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или на праве общей собственности частично государству, в том числе при:». Данная формулировка устраняет ранее действовавшее названное требование. И, таким образом, данный вопрос больше не является спорным, следовательно в вышеуказанном примере оценка акций при их продаже не требуется.

Также, в разъяснении говорится, что согласно статьям 21, 26 и 111 Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», если одна акция принадлежит на праве общей собственности нескольким лицам, все они признаются одним акционером и пользуются правами, удостоверенными акцией, через своего общего представителя. Осуществление прав акционером не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других акционеров. Государство как акционер имеет равные наряду с другими акционерами права и обязательства, установленные данным Законом.

Данное разъяснение было доведено до сведения оценщиков на специально организованной встрече с ними. На встрече было высказано мнение, что, по всей видимости, не все заказчики оценки знакомы с изменением статьи 11 Закона Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» и обращаются за проведением оценки из-за собственной неосведомленности либо из-за желания на всякий случай перестраховаться. Поэтому оценщикам следует также разъяснять заказчикам, в каких случаях проведение оценки является обязательным.

Таким образом, благодаря газетной публикации получено компетентное разъяснение по затронутому вопросу. Кроме того, автор статьи и редакция газеты выражают благодарность читателям за проявленную активность и внимательное и неравнодушное отношение к газетной публикации.

Редакция газеты «Biznes Daily Биржа»

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top