НОВЫЕ ПРАВИЛА ICC ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ ТЕРМИНОВ

 

С 1 января 2011 года вступила в силу новая редакция Инкотермс-2010 (Incoterms*-2010), разработанная Международной торговой палатой - Всемирной организацией бизнеса (International Chamber of Commerce, ICC).

 

Но это не значит, что все контракты купли-продажи товаров, заключенные отечественными участниками ВЭД, должны базироваться на его условиях. Но те, которые будут заключаться не в соответствии с "Инкотермс-2010", должны обязательно содержать информацию о выбранной версии "Инкотермс".

Инкотермс - это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и представителями бизнеса по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов. Сфера его действия распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки). Они являются ключевым элементом международных торговых контрактов, без которых ВЭД и международная торговля сегодня были бы совершенно другими. Термины Инкотермс описывают издержки и риски при доставке товаров от продавца к покупателю, а также регулируют обязанности сторон по выполнению погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке товаров, их страхованию и таможенной очистке.

 ИЗ ИСТОРИИ

 Впервые правила Инкотермс были разработаны Международной торговой палатой в 1936 году. Представляя абсолютно новую концепцию для сферы, регулируемой местными правовыми нормами, правила стали сенсацией в международном бизнес-сообществе, актуальным и значительным нововведением мировой торговой практики.

Чтобы помочь участникам международной торговли избежать расхождений, в них была определена ответственность продавца и покупателя при поставке товаров. Этот свод правил стал первой реальной попыткой привести разрозненные национальные системы к общему знаменателю, внести юридическую определенность в торговые соглашения, тем самым упрощая составление международных контрактов.

С тех пор правила Инкотермс регулярно, практически каждые 10 лет, пересматриваются, чтобы отвечать современным требованиям в условиях роста международной торговли и глобализации. Таким образом в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 годах к основному набору документов делались дополнения, вносящие в них поправки.

До разработки правил Инкотермс некоторые торговые термины в разных странах по-разному интерпретировались ICC, что часто становилось причиной судебных разбирательств. Сегодня такие термины правил Инкотермс, как франко-завод (EXW), франко-борт (FOB), стоимость и фрахт (CFR) и стоимость, страхование и фрахт (CIF), являются частью признанных юридических норм, которые определяют обязательства покупателей и продавцов при осуществлении торговых операций во всем мире.

 ОСОБЕННОСТИ НОВОЙ ВЕРСИИ

 Очередной пересмотр правил был проведен с целью более точной и ясной формулировки терминов Инкотермс. Правила Инкотермс-2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся после выпуска последней редакции правил в 2000 году. Среди них - вопрос безопасности перевозок, ставший особо актуальным после событий 11 сентября 2001 года, а также расширения использования электронных средств при заключении коммерческих соглашений.

Новая версия правил Инкотермс в редакции 2010 года содержит ряд существенных изменений и нововведений. Структурно она состоит из двух групп терминов, используемых при перевозке любыми видами транспорта и при морской и внутренней водной перевозке (в Инкотермс-2000 было 4 группы). Кроме того, их количество сокращено с 13 до 11 терминов, при этом два из них - абсолютно новые: DAT (поставки на терминале) и DAP (поставки в пункте).

Инкотермс-2010 содержат краткое пояснение к каждому термину, объясняющее его значение, что позволяет предпринимателям, зачастую не обладающим достаточными правовыми знаниями, избежать ошибок и выбрать нужный термин при заключении контрактов. В новой версии правил введены дополнения к терминам FOB, CFR и CIF. Также в ней подробно освещены вопросы безопасности грузов, в частности, введено обязательство обеих сторон представлять всю необходимую информацию по запросу в случаях проведения таможенной очистки.

Обстоятельно оговорены условия страхования с учетом поправок Института лондонских страховщиков (Institute Cargo Clauses), апеллировавшего на различия правовых систем. Правилами учтены требования современного контейнерного транспорта. Одним из нововведений являются вопросы использования участниками торгового оборота наравне с традиционными "бумажными" документами их электронных эквивалентов.

Несомненным преимуществом правил Инкотермс-2010 является более широкая сфера их применения. Действующая редакция 2000 года используется при заключении внешнеторгового контракта, тогда как версия 2010 года позволит применять эти правила в международной и внутренней торговле в рамках одного государства или интеграционных объединений, таких как ЕС и СНГ.

Также внесены поправки, направленные на исправление ситуации и внесение ясности при определении ответственной стороны за уплату издержек по хранению грузов на терминале. Когда продавец должен организовать и оплатить доставку товаров до согласованного места (CIP, СРТ, CFR, CIF, DAT, DAP), может случиться, что уплата издержек за хранение на терминале переходит к покупателю как часть контрактной цены за товары. Тем не менее в некоторых случаях возникала двойная уплата - продавец также должен был платить терминалу за хранение.

 ПОДРОБНЕЕ О DAP

DAP (Delivered at Place/Поставка в месте назначения) - это новый термин, объединивший в своей редакции термины DAF , DES и DDU Инкотермс- 2000. Обусловлено это тем, что участники ВЭД зачастую, путаясь в терминах, выбирали неверные условия группы D. В результате возникали противоречивые или невнятные положения контрактов, размытые обязательства сторон.

DAP может быть применен независимо от вида транспорта, а также при использовании более одного вида транспорта.

"Delivered at Place" ("Поставка в месте назначения") означает, что продавец осуществляет поставку, когда товар предоставлен в распоряжение покупателя на прибывшем транспортном средстве, готовом к разгрузке, в согласованном месте назначения. Продавец несет все риски, связанные с доставкой товара в поименованное место.

Сторонам рекомендуется наиболее точно определить пункт в согласованном месте назначения, поскольку риски до него несет продавец. Ему рекомендуется обеспечить договоры перевозки, в которых точно отражен такой выбор. Если продавец по его договору перевозки несет расходы по разгрузке в согласованном месте назначения, то он не вправе требовать от покупателя их возмещения, если иное не согласовано сторонами.

DAP требует от продавца выполнения таможенных формальностей для вывоза, если таковые применяются. Однако он не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза, уплачивать импортные пошлины и иные. При намерении сторон возложить на продавца выполнение всех таможенных формальностей для ввоза и уплату любых импортных пошлин и целесообразно использовать термин DDP.

В КОНТЕКСТЕ ПЕРЕМЕН

Думается, что Инкотермс-2010 будет очень хорошо принят представителями отечественного бизнеса. Тем не менее, как и с любыми изменениями, необходимо вести работу с торговыми компаниями, чтобы быть уверенными в их готовности к этим изменениям и внесению необходимых правок в их типовые контракты.

Торгово-промышленная палата намерена в сотрудничестве с заинтересованными министерствами и ведомствами провести комплекс мероприятий по популяризации новых правил на национальном уровне. В их ходе будет обсужден широкий спектр вопросов, затрагивающих влияние использования правил Инкотермс-2010 на контроль и регулирование исполнения контракта, торговое финансирование, транспортные вопросы, отгрузочную документацию и страхование грузов.


ПОЛНЫЙ СПИСОК

ТЕРМИНОВ ИНКОТЕРМС-2010

 

Группа E (Отгрузка)

Перевозка любыми видами транспорта.

EXW EX Works ( ... named place) - Франко - завод (... название места)

Группа F (Основная перевозка не оплачена продавцом)

Морские и внутренние водные перевозки.

FCA Free Carrier (... named place) - Франко - перевозчик (... название места назначения)

FAS Free Alongside Ship (... named port of shipment) - Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)

FOB Free On Board (... named port of shipment) - Франко - борт (... название порта отгрузки)

Группа С (Основная перевозка оплачена продавцом)

Перевозка любыми видами транспорта.

CFR Cost and Freight (... named port of destination) - Стоимость и фрахт (... название порта назначения)

CIP Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) - Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название пункта назначения)

CIF Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) - Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения)

CPT Carriage Paid To (... named place of destination) - Фрахт/перевозка оплачены до (... название пункта назначения)

Группа D (Доставка)

Перевозка любыми видами транспорта.

Внимание, новый термин! DAT Delivered At Terminal (... named terminal of destination) - Поставка на терминале (... название терминала)

Внимание, новый термин! DAP Delivered At Piont (... named point of destination) - Поставка в пункте (... название пункта)

DDP Delivered Duty Paid (... named place of destination) - Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

Исключены из Инкотермс-2010

DDU Delivered Duty Unpaid (... named place of destination) - Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения)

DAF Delivered At Frontier (... named place) - Поставка до границы (... название места поставки)

DEQ Delivered Ex Quay (... named port of destination) - Поставка с пристани (... название порта назначения)

DES Delivered Ex Ship (... named port of destination) - Поставка с судна (... название порта назначения)

 

Материал подготовлен

при содействии пресс-службы

Торгово-промышленной палаты.

 

-------------------------------

*) От "International Commercial Terms".

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top