СУТЬ ДЕЛА

На основании разрешения, выданного территориальным подразделением Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов,  орган по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями провел проверку юридического лица (биржи) на предмет правильности исчисления и уплаты налоговых и иных обязательных платежей в бюджет.  По ее результатам было установлено,  что при оформлении договоров купли-продажи автотранспортных средств (автомобилей) биржей не были удержаны и перечислены в бюджет суммы государственной пошлины. Данное обстоятельство было расценено как нарушение законодательства, за совершение которого на биржу наложены штрафные санкции, а также доначислены суммы причитающейся госпошлины. Вынесено решение о взыскании указанных сумм в безакцептном порядке, что и было сделано. Биржа не согласилась с решением и обратилась в хозяйственный суд с заявлением о его отмене.

ПОЗИЦИЯ БИРЖИ

Статьей 2 Закона "О государственной пошлине" от 9 декабря 1992 года N 740-XII предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда подлежит взысканию государственная пошлина. Оформление сделки купли-продажи автотранспортных средств в него не входит. Кроме того, Закон не предусматривает обязанности биржи по исчислению и взиманию госпошлины с оформляемых посредством торгов на ней сделок по купле-продаже автомобилей.

ПОЗИЦИЯ ГОСОРГАНА

Согласно пункту "м" раздела 4 Ставок государственной пошлины (утверждены постановлением Кабинета Министров "О ставках государственной пошлины" от 3 ноября 1994 года N 533) за удостоверение договоров купли-продажи автомототранспортных средств между предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подлежит взысканию государственная пошлина в установленных размерах. Биржа должна была взыскать госпошлину в указанных размерах. Она это не сделала и тем самым нарушила требования о порядке взимания общеобязательного платежа.

СУДЕБНЫЕ АКТЫ С КОММЕНТАРИЯМИ К НИМ

При рассмотрении данного спора суду предстояло выяснить следующие вопросы:

  • предусмотрена ли действующим законодательством необходимость уплаты государственной пошлины при оформлении сделок купли-продажи автотранспортных средств, заключенных на биржевых торгах;

  • предусмотрена ли обязанность биржи исчислять и взыскивать при регистрации сделки купли-продажи автотранспортных средств государственную пошлину;

  • правомочен ли в данном случае госорган взыскивать с биржи сумму неуплаченной госпошлины и налагать на нее штрафные санкции.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела руководствовался следующим.

Согласно требованиям, предъявляемым вторым абзацем пункта 1 постановления Кабинета Министров "О порядке оформления сделок купли-продажи, мены и дарения автотранспортных средств" от 16 сентября 1991 года N 233, за удостоверение сделок купли-продажи автомототранспортных средств с предприятий, организаций, учреждений и граждан взимается пошлина. Пунктом "м") раздела 4 Ставок государственной пошлины предусмотрено, что за удостоверение договоров купли-продажи автомототранспортных средств между предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, пошлина взыскивается в следующем порядке:

  • за каждую лошадиную силу грузового и легкового автомототранспорта взимается госпошлина в размере 20 процентов минимального размера заработной платы (при сроке эксплуатации средства до трех лет), 15 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации свыше пяти и до семи лет) и 10 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации  семь лет);

  • за каждую лошадиную силу автотранспортного средства иностранного производства: 30 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации до трех лет), 20 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации свыше пяти и до семи лет) и 10 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации семь лет).

Таким образом, суд первой инстанции, изучив материалы дела, установил, что при регистрации биржей договоров купли-продажи автотранспортных средств не взималась и, соответственно, не была уплачена в бюджет государственная пошлина в указанных размерах. Биржа, таким образом, не взыскав суммы госпошлины, нарушила требования законодательства о порядке исчисления и уплаты обязательных платежей в национальной валюте. На указанных основаниях, а также руководствуясь вышеобозначенными положениями нормативно-правовых актов, суд решил, что доначисление сумм госпошлины вместе с финансовыми санкциями к бирже были применены обоснованно.

Биржа не согласилась с данным решением и подала апелляционную жалобу. Апелляционная инстанция не нашла оснований для отмены решения, принятого судом первой инстанции.

Высший хозяйственный суд иначе подошел к решению вопроса об уплате государственной пошлины при оформлении сделок купли-продажи автотранспортных средств, заключенных на биржевых торгах. Его кассационная коллегия при принятии постановления руководствовалась следующими обстоятельствами.

При оформлении сделок купли-продажи автотранспортных средств предусмотрено взыскание государственной пошлины согласно положениям вышеупомянутых нормативно-правовых актов. Однако и постановление Кабинета Министров N 233, и раздел 4 Ставок государственной пошлины предусматривают взимание государственной пошлины в установленных размерах при оформлении сделок купли-продажи автотранспортных средств нотариальными конторами. Ни в одном из приведенных нормативно-правовых положений не указывается, во-первых, на то, что при регистрации биржей сделок купли-продажи автотранспортных средств должна взиматься государственная пошлина в размерах, предусмотренных для случаев нотариального удостоверения аналогичных сделок, а во-вторых, что на биржу в нормативно-правовом порядке возлагается обязанность исчислять, взимать и перечислять в бюджет государственную пошлину за регистрацию сделок купли-продажи автотранспортных средств.

Более того, согласно четвертому абзацу статьи 2 Закона "О государственной пошлине" государственная пошлина подлежит взысканию за совершение нотариальных действий нотариальными конторами и городскими, районными и кишлачными органами управления. Биржи в указанной статье не значатся.

Исходя из всех вышеобозначенных положений действующего законодательства, кассационная коллегия требования биржи удовлетворила полностью, а решение о взыскании сумм госпошлины и штрафных санкций признала недействительным.

   

Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top