газета «Биржа» № 114 (1061) 12 сентября 2009 года

Решением коллегии Госкомимущества  Республики Узбекистан  26 августа текущего года был утвержден новый документ, который определяет основные направления по дальнейшему развитию оценочной деятельности в республике. Работа над ним и его появление является составной частью общего процесса реформирования экономики Республики Узбекистан.

Документ принят в соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 г. №ПП-843  «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг»,  поставлена задача совершенствования системы государственного регулирования оценочной деятельности и  развития оценки имущества.

Как говорится в предисловии документа, развитие оценочной деятельности является неотъемлемой частью процесса реформирования экономики и создания правового демократического государства в Республике Узбекистан. Дальнейшее развитие включает в себя целый комплекс мер по обеспечению равных прав всем членам общества, включая имущественные права. Поэтому главнейшей задачей любого правового государства является защита этих прав и создание условий для их справедливой экономической оценки. В этом смысле настоящий документ отвечает установкам устойчивого развития ООН, сформулированным в Декларации тысячелетия.

В Республике Узбекистан сформирована необходимая законодательная база в сфере оценочных услуг и созданы экономические условия для их активного развития. Оценочная деятельность в стране за последние годы достигла вполне конкретных и значимых результатов. Вместе с тем, социальные и экономические условия не стоят на месте, оценочная деятельность как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим потребно­стям проводимых экономических реформ.

Анализ текущего состояния и перспектив отечественной практики показывает, что ближайшие годы должны характеризоваться углублением качественной стороны оценочной деятельности. Особенно эти процессы важны в условиях мирового финансового кризиса.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость в создании программного документа, отражающего новые жизненные реалии и направленного на качественное всеобъемлющее структурное реформирование всей системы оценочной деятельности в республике. Все это нашло свое отражение в «Основных направлениях развития оценочной деятельности в Республике Узбекистан на период 2009-2015 годов».

Данный документ разработан на основе предварительно проведенного системного анализа, включающего в себя анализ оценочной деятельности как системы в целом, так и анализ каждого составляющего е± компонента в отдельности. Также в ходе анализа использовался инструментарий SWOT-анализа. Действие настоящего документа распространяется на всех субъектов гражданского права, в той или иной степени вовлеченных в процесс оценки или связанных с теми или иными вопросами оценочной деятельности.

Целью настоящего документа является дальнейшее (на 2009 - 2015 годы) развитие системы независимой оценки в русле проводимых в республике экономических реформ с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Республики Узбекистан на период 2009-2015 годов, повышение профессионального уровня и качества оценочных услуг, внедрение эффективных методов регулирования деятельности оценочных организаций в республике, выход отечественной оценки на международный уровень.

В соответствии с этой целью в данном документе сформулированы:

- факторы, требующие возрастающей роли оценочной деятельности в республике;

- подход к рассмотрению оценочной деятельности;

- основные задачи структурных преобразований в оценочной деятельности в целом и развития каждого компонента оценочной деятельности в частности;

- направления и этапы развития системы оценочной деятельности.

По словам специалистов, данный документ стал итоговым после рассмотрения оставшихся проблем, которым до этого момента не было уделено достаточно внимания. Разработчики документа пришли к мнению, что если раньше, говоря об оценочной деятельности, многие подразумевали только оценщика и/или его оценочную организацию и все возникающие проблемы, по мнению обывателей, постоянно фокусировались на оценщиках, а значит, виновником в первую очередь становился оценщик.

Но сравнительно недавно, начали понимать, что оценочная деятельность представляет собой более сложную структуру, в которую помимо оценщика и оценочной организации входят и другие составляющие элементы. Образно говоря, рынок оценки - это сложный организм, который подобен человеческому, где от каждого органа зависит его общее самочувствие. В настоящее время организм еще развивается, и ему предстоит пройти нелегкий путь к совершенствованию.

Далее были проведены соответствующие изучающие работы, во время которых каждый из элементов был рассмотрен в отдельности. Благодаря этому в механизме было выявлено несколько составляющих, каждый из которых влияет на общий результат деятельности: оценщик/оценочная организация, профессиональные общественные организации, лицензирующий орган, учебные организации, информационные ресурсы, законодательная база, методологическая база, объекты оценки, заказчики оценки.

Затем был проведен анализ, с помощью которого была выявлена роль каждого из элементов, как они взаимодействуют между собой и с другими видами деятельности (банковской, налоговой деятельностью, бухучетом, кадастром и др.). Анализ также поставил вопрос управления механизмом, т.е. кем или чем он управляется?

В документе сказано, что для этого необходимо создать постоянно действующий Национальный совет по оценочной деятельности, который бы выполнял функции механизма обратной связи, то есть анализировал имеющиеся проблемы в оценочной деятельности и давал рекомендации элементам системы по их устранению. В состав данного совета могли бы войти представители заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций оценочных организаций, банков, аудиторских компаний, учебных заведений, пользователей результатов оценки, представители регионов республики.

В дальнейшем, согласно документу, необходимо возложить на Национальный совет по оценочной деятельности функции по координации и регулированию работы всех элементов системы оценочной деятельности в направлении достижения общей цели.

Проведя системный анализ, разработчики документа по каждому из факторов постарались выявить, что можно сделать для целенаправленного развития всех вместе взятых элементов с точки зрения эффективного развития всего механизма. Были выявлены направления, которые вместе должны способствовать гармоничному развитию оценочной деятельности.

Новый документ установил, как должны развиваться элементы механизма и что они должны делать для взаимосвязанной четкой работы, способствующей дальнейшему совершенствованию рынка оценки. Предполагается, что документ должен быть доведен до всех заинтересованных сторон, чтобы каждый осознал свою роль, свое влияние и планировал свою деятельность согласно деятельности остальных элементов, исходя из общего направления развития.

Работа над документом длилась более полугода. Напомним также, что заканчивается работа над стандартами оценки, которые войдут в методологическую базу и тем самым дополнят один из элементов всей системы. Стандарты призваны помочь оценщикам в практической работе и приводить к правильному результату, который ни у кого не будет вызывать сомнений и споров.

Полный текст документа об «Основных направлениях развития оценочной деятельности в Республике Узбекистан на период 2009-2015 годов» вы сможете найти на сайте www.gki.uz.

 

Татьяна АЗИМОВА,
корр. газеты «Биржа».

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top