Экономическая газета "Биржа" # 47 (994) 16 апрель 2009 года


ImageКак сообщалось ранее, Госкомимущество Республики Узбекистан и ПРООН в Узбекистане на конференции, посвященной проблемам оценочных услуг, провели презентацию Концепции развития оценочной деятельности в Республике Узбекистан на 2009-2012 годы.

Сегодня оценочная деятельность необходима практически во всех сферах жизни. Услугами профессиональной оценки пользуются почти при любой операции или сделке с собственностью. Она обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует структурной перестройке экономики, формированию конкурентной рыночной среды, активизации инвестиционных процессов. Независимая оценка стоимости призвана также обеспечивать равные права всем членам общества путем справедливой оценки их имущественных прав и обязательств. Таким образом, развитие оценочной деятельности является составной частью общего процесса реформирования экономики и создания правового государства.

Как отметил во время мероприятия первый заместитель Госкомимущества Азиз Абдухакимов, оценка имущества стала важным аспектом рыночных отношений в стране и способствует дальнейшему развитию таких процессов, как приватизация, привлечение инвестиций, ипотечное и потребительское кредитование, залоговое обеспечение, страхование бизнеса и т. д. В этой связи с ноября 2008 года ПРООН в Узбекистане и Госкомимущество осуществляют совместный проект под названием «Содействие развитию оценочной методологии и практики в Узбекистане».

Выступая на конференции, руководитель отдела по экономическому управлению ПРООН Ширин Досумова подчеркнула, что осуществляемый проект содействует развитию оценочной деятельности. При экспертной поддержке международных консультантов разработаны четыре важных документа: Концепция по развитию сектора на период 2009-2012 годы и три новых национальных стандарта оценки и методических рекомендаций - по оценке недвижимости, бизнеса и оценки в целях приватизации. На сегодняшний день подготовлены проекты документов и размещены на официальном сайте Госкомимущества (www.gki.uz) в рубрике «Оценка станет качественнее».

ImageБолее детально концепция была представлена начальником Управления лицензирования оценочной и биржевой деятельности Госкомимущества Азизом Нагаевым. Во время выступления он отметил, что в Концепции использован подход к оценочной деятельности с позиции системного анализа, где она рассматривается как единая система взаимосвязанных и взаимозависимых составных элементов, каждый из которых в отдельности необходим, а все вместе они являются достаточными для её функционирования. Целью предлагаемой концепции является дальнейшее (на 2009 - 2012 годы) развитие системы независимой оценки в русле проводимых в республике экономических реформ, повышение профессионального уровня и качества оценочных услуг, внедрение эффективных методов регулирования деятельности оценочных организаций в Республике Узбекистан.

Основными задачами концепции являются определение путей и способов эффективного функционирования системы оценочной деятельности, определение возможных стратегий достижения цели, а также необходимых для этого ресурсов.

Во время работы над концепцией были определены основные элементы, каждый из которых был проанализирован, и благодаря этому выявлен ряд проблем, способствующих созданию сложной ситуации на рынке оценочной деятельности. Одной из них является отсутствие системы получения специального образования по оценочной деятельности на уровне магистратуры в высших учебных заведениях.

В своем выступлении А. Нагаев также отметил, что в настоящее время на рынке оценочных услуг не у всех оценочных организаций имеются прейскуранты (утвержденные тарифы) на оказание оценочных услуг, что препятствует развитию здоровой конкуренции между оценочными организациями.

Работа многих оценочных организаций носит в основном локализованный характер и, как правило, об их работе ничего не известно потенциальным заказчикам извне. Данная ситуация закрывает и ограничивает доступ заказчиков и оценочных организаций друг к другу. Как показывает мировая практика, уровень известности оценочных организаций характеризуется информированностью рынка об их услугах и персональном составе. Во многих странах невозможно представить оценочную организацию без собственного вэб-сайта. Из 69 оценочных организаций, работающих на рынке оценочных услуг в республике, на момент анализа вэб-сайты имеют единицы.

Отсутствует практика получения оценщиками сертификатов, признаваемых на международном уровне, что оказывает влияние на конкурентоспособность местных оценочных организаций по сравнению с иностранными. Это приводит к тому, что иностранные инвесторы не принимают во внимание отчеты об оценке, выполненные отечественными оценочными организациями.

Основной проблемой действующего законодательства является отсутствие системности в разработке и принятии норм по оценочной деятельности. На сегодняшний день вся законодательная база оценочной деятельности представляет собой нормы, принятые различными министерствами и ведомствами, несогласованные друг с другом. Нередко это приводит к дублированию норм или к их противоречию.

Также отмечено, что лицензирующий орган перегружен несвойственными ему функциями, такими как проведение сертификации оценщиков, методологическая работа, работа с учебными заведениями и проведение семинаров и конференций. Поэтому по мере развития инфраструктуры оценочной деятельности необходимо рассматривать вопрос о передаче несвойственных лицензирующему органу функций.

Существующее общественное объединение в силу ряда причин не отвечает потребностям оценщиков республики и не стало эффективным связующим звеном между государством и субъектами оценочной деятельности.

Недостаточно ведется работа с заказчиками и пользователями оценки по разъяснению вопросов, связанных с оценочной деятельностью. Заказчикам и пользователям оценки рекомендовано обращать внимание на информацию о нарушителях законодательства, размещаемую на интернет-сайте Госкомимущества. Также была отмечена необходимость регулярных встреч с представителями банков, аудиторов, бухгалтеров и других пользователей оценки.

Вниманию участников был представлен проект Национального стандарта оценки имущества (НСОИ) в целях приватизации, о котором в своей презентации рассказала главный специалист Управления методологии и формирования нормативно-правовой базы Госкомимущества Елена Богомазова:

- Отсутствие методологии, учитывающей особенности оценки государственного имущества при приватизации, четких требований к процессу оценки, методик проведения расчетов, условий для действенного контроля за качеством оказываемых оценочных услуг привели к необходимости разработки НСОИ в целях приватизации.

При разработке стандарта мы выявили основные недостатки применяемых подходов и методов, когда учитываются финансовые результаты деятельности предприятий и покупательский спрос на рынке. Они заключаются также в отсутствии механизма расчета ставки дисконтирования для оценки государственных активов при их приватизации и в недостаточности необходимой информации об аналогах, используемых при применении сравнительного подхода, в отсутствии методологии определения рыночной стоимости активов оцениваемых предприятий.

Основная цель разработки и внедрения проекта НСОИ в целях приватизации - это установление основных принципов при определении видов стоимости, единой методологии оценки приватизируемого имущества, а также создание необходимого элемента нормативного регулирования оценочной деятельности.

С помощью стандарта мы надеемся обеспечить согласованность действий оценщиков путем использования стандартных терминов и определений в методологии оценки имущества в целях приватизации. Он нужен для определения процедур, призванных содействовать объективности и повышению качества оценок приватизируемого имущества и установлению требований, способствующих ясности изложения, точности и исключающих неоднозначное толкование отчетов об оценке приватизируемого имущества. Несмотря на достаточную детализацию его глав, он подготовлен в довольно компактном и легко воспринимаемом формате. При формировании его структуры взята за основу структура международных стандартов. Стандарт состоит из 9 глав, часть из которых также разбита на параграфы. Объем стандарта составляет 20 страниц.

На презентации с докладами также выступили международные консультанты, принимавшие участие в разработке концепции. С собственным видением сложившейся ситуации на рынке оценочной деятельности в Узбекистане поделился член Ассоциации оценщиков Эстонии, заместитель директора оценочной компании «Baltic Property Expert» Айвар Томсон. Он проинформировал участников мероприятия об использовании международного опыта при разработке концепции. Первый вице-президент Российского общества оценщиков, член правления TEGoVA Игорь Артеменков рассказал о проблемах и перспективах оценки в развивающихся рынках в условиях финансового кризиса.

Участниками дискуссии было отмечено, что решение рассмотренных вопросов послужит дальнейшему развитию оценочной деятельности и ее становлению в качестве надежного института рыночных отношений. Присутствующими были высказаны мнения и предложения, которые касались весьма важных вопросов по определению рыночной стоимости, необходимости создания и развития реестров или баз данных сделок, подготовки и сертификации квалифицированных оценщиков вузами республики, развития профессиональных общественных объединений оценщиков, создания научно-координационного совета при Госкомимуществе.

 

Татьяна АЗИМОВА,
корр. газеты «Биржа».

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top