В Постановлении Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 годах» от 17.04.2006 г. отмечено, что ускоренное развитие оценочных услуг является одним из основных направлений развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в 2006-2010 гг. Именно на это направлено принятое на днях Постановление Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг».

Чем была вызвана необходимость принятия данного постановления и каково его значение для оценочной деятельности в республике?

С этими вопросами наш корреспондент обратился к начальнику управления лицензирования оценочной и биржевой деятельности Госкомимущества Республики Узбекистан Азизу НАГАЕВУ.

- Азиз Равильевич, известно, что именно Госкомимущество в лице возглавляемого вами управления явилось инициатором и главным разработчиком данного постановления. Чем вызвано проведение этой работы?

- Прежде всего необходимо заметить, что правительством Республики Узбекистан Госкомимущество определено органом, регулирующим оценочную деятельность в республике. Поэтому нет ничего удивительного, что именно в недрах Госкомимущества зародилась основа тех преобразований в оценочной деятельности, которые получили свое логическое оформление в виде постановления Президента. И то, что вопрос совершенствования оценочной деятельности был поднят на столь высокий уровень, говорит о том, какое большое значение ему придает руководство республики.

Чтобы ответить на вторую часть вашего вопроса, необходимо вкратце остановиться на предыстории самого вопроса. К моменту выхода постановления в республике в целом была сформирована необходимая законодательно-правовая база для осуществления оценочной деятельности.

В первую очередь это принятый 19.08.1999 г. Закон Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности», который регулирует отношения, связанные с осуществлением оценочной деятельности.

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.05.2003 г. №210 определен порядок лицензирования оценочной деятельности.

Положением об аттестации (переаттестации) физических лиц на получение квалификации оценщика, зарегистрированным Министерством юстиции от 26.05.2003 г. №1244, определен порядок аттестации и переаттестации физических лиц на право получения квалификации оценщика. Положением о квалификационных требованиях, предъявляемых к профессиональному оценщику, зарегистрированным Министерством юстиции от 02.03.2007 г. №1660, определены квалификационные требования, предъявляемые к профессиональному оценщику, при представлении документов для прохождения аттестации (переаттестации) на получение аттестата профессионального оценщика.

Для определения комплекса взаимоувязанных норм и правил при осуществлении оценочной деятельности Госкомимуществом утверждены и зарегистрированы в Министерстве юстиции Национальные стандарты оценки имущества: «Общие понятия и принципы оценки», «Рыночная стоимость как база оценки», «База оценки, отличная от рыночной стоимости», «Оценка в целях финансовой отчетности и смежной документации», «Оценка для обеспечения ссуд, закладных и долговых обязательств» и «Оценка военно-технического имущества».

Таким образом, государством, как главным реформатором, были установлены основные правила поведения. Вместе с тем практика показала, что оценочная деятельность еще не стала действенным инструментом: оценочные работы зачастую проводятся формально и на низком профессиональном уровне. Процесс установления рыночной стоимости объектов оценки ведется без учета существенных ценообразующих факторов и во многом зависит от факторов субъективных. Вследствие этого результаты проводимых оценок не пользуются должным доверием у потенциальных инвесторов, особенно на рынках недвижимости и ценных бумаг.

- Вы говорите о недостатках, присутствовавших в оценочной деятельности, а в чем конкретно они проявлялись?

- Самые яркие проявления этих недостатков нашли свое отражение в жалобах и нареканиях по качеству оценочных работ, в первую очередь от собственников оцениваемого имущества, а также от других потребителей результатов оценки, в том числе и от правоохранительных органов. Во всех случаях речь шла о нанесении ущерба, в том числе государству. Все чаще поднимались вопросы о так называемых «заказных оценках», когда заказчики оценки в буквальном смысле слова заказывали ту величину стоимости, которая их устраивала. Оценщики же в погоне за заработком упрощали отчеты об оценке, соблюдая лишь формальные требования к отчету, не слишком заботясь не только о его содержании, но и о качестве проведения самой оценки.

Вот вам реальный пример. Организация занимается разнообразными видами деятельности, причем оценочная деятельность не является основной. Оценочные работы производятся от случая к случаю, из-за чего штатные оценщики отсутствуют, они приглашаются со стороны на время выполнения оценки. В результате некачественной оценки нанесен материальный ущерб собственнику. Вызываем руководителя такой организации для объяснений. А он заявляет: «Я сам не оценщик, заключил с заказчиком договор, нанял на его исполнение оценщика, с него и спрашивайте». А где найти этого оценщика, никто не знает. И кто в этом случае несет ответственность за нанесенный собственнику ущерб? Налицо ситуация с явно выраженной безответственностью за результаты своей же работы.

Другой пример. Оценочная организация в форме ООО с мизерным уставным капиталом произвела оценку крупного предприятия. Со временем выяснилось, что в результате опять-таки некачественной оценки был нанесен материальный ущерб. Согласно действующему законодательству, ООО отвечает по своим обязательствам лишь в пределах своего уставного капитала. С кого должна быть взыскана сумма нанесенного ущерба, если с самой оценочной организации и взять-то нечего?

Подобных примеров можно было бы привести множество, включая и те, по которым были возбуждены уголовные дела. Но дело не в этом, а в том, что из-за кажущейся внешней простоты и легкости проведения оценки в эту профессию пришло много случайных людей, не обладающих необходимыми знаниями и опытом, игнорирующих требования законодательства и тем самым компрометирующих само звание оценщика в глазах общества.

- Не очень радужная картина вырисовывается, неужели все так плохо?

- Я бы не стал говорить, что все плохо. Но и вместе с тем я далек от того, чтобы занимать позицию самоуспокоения и закрывать глаза на недостатки, объективно мешающие нашему продвижению вперед. Именно поэтому в целях дальнейшего развития системы независимой оценки, повышения качества оценочных услуг, внедрения эффективных методов регулирования деятельности оценочных организаций, усиления их ответственности за результаты и объективность оценочных работ Госкомимущество выступило инициатором и главным разработчиком принятого 24 апреля 2008 года Постановления Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании деятельности оценочных организаций и повышении их ответственности за качество оказываемых услуг». При работе над данным постановлением нами была глубоко и всесторонне проанализирована сложившаяся ситуация в оценочной деятельности в республике. Также был изучен опыт регулирования оценочной деятельности таких стран, как США, Великобритания, Германия, Франция, Россия, Казахстан. Группа разработчиков неоднократно встречалась с представителями российских общественных организаций оценщиков, рядом ведущих российских специалистов-оценщиков, а сам я специально участвовал в работе съезда оценщиков стран СНГ, проходившем в минувшем году в Минске.

- Прокомментируйте, пожалуйста, основные положения принятого постановления.

- Если остановиться на самых важных моментах, то, во-первых, изменен подход к формированию уставного капитала оценочной организации. Теперь его минимальный размер устанавливается дифференцированно, в зависимости от вида оцениваемого имущества. Также от вида оцениваемого имущества зависит и минимальное количество штатных оценщиков, которых должна иметь оценочная организация.

Одновременно определено, что руководителем оценочной организации должно быть лицо, само являющееся оценщиком.

Данным требованием определена минимальная база материальной ответственности оценочной организации за результаты своей работы. Наличие минимального количества оценщиков, которые должны постоянно работать в оценочной организации, позволяет всегда спросить с них за некачественно проведенную оценку. При этом руководитель оценочной организации, сам являясь оценщиком, несет ответственность за результаты оценки наравне с непосредственными исполнителями оценки.

Также введен ряд новых лицензионных требований, таких как осуществление оценщиком оценочной деятельности только в одной оценочной организации, составление достоверного отчета об оценке лицом (лицами), имеющим квалификационный сертификат оценщика, наличие у оценочной организации утвержденных внутренних правил контроля качества работы своих оценщиков и др. Особенно хочу заострить ваше внимание на последнем из перечисленных требований. Отныне каждая оценочная организация должна будет иметь собственные внутренние правила контроля качества работы своих оценщиков. Таким образом, часть контрольных функций, осуществлявшихся раньше лицензирующим органом, передается в компетенцию самих оценочных организаций. На мой взгляд, это очень знаменательное событие, так как этим сделан первый шаг на пути к будущему саморегулированию оценочный организаций. До этого момента оценщики во всех своих бедах винили несовершенное законодательство, назойливость лицензирующего органа, кого угодно, но только не себя. Посмотрим, как оценочные организации справятся с задачей внутреннего самоконтроля.

- В своих ответах вы неоднократно касались вопросов, связанных с уровнем квалификации самих оценщиков. Как это нашло свое отражение в постановлении Президента?

- Действительно, вопрос повышения профессионального уровня оценщиков является одним из важнейших. Поэтому в постановлении предусматривается новый подход к квалификационным требованиям оценщиков. Это обязательное наличие высшего образования, стажа работы от одного до двух лет в должности помощника оценщика, прохождение обучения в специализированных учебных центрах по 300-часовой программе. Ежегодно количество программных часов будет увеличиваться и к 2012 году будет составлять порядка 700 часов. Введено требование прохождения ежегодного повышения квалификации в учебных центрах в объеме не менее 40 часов. Необходимо отметить, что срок действия квалификационного сертификата оценщика (раньше он назывался квалификационным аттестатом профессионального оценщика) с трех лет продлевается до пяти лет, в связи с чем переаттестации подлежат все оценщики.

В связи с этим пересмотрен порядок прекращения и аннулирования квалификационных сертификатов оценщиков. В частности, установлено, что в случае прекращения действия лицензии оценочной организации за допущенные нарушения, предусмотренные законодательством, прекращается действие квалификационного сертификата не только оценщика, которым были допущены нарушения, повлекшие за собой прекращение действия лицензии оценочной организации, но и руководителя данной оценочной организации. Также установлены требования к однократному грубому нарушению требований законодательства при осуществлении оценочной деятельности, дающему основание для прекращения в установленном порядке действия квалификационного сертификата оценщика.

- А как быть с тем явлением, которое вы назвали явно выраженной безответственностью за результаты своей же работы?

- Кто-то из философов прошлого сказал, что свобода - это осознанная необходимость, то есть осознанная ответственность. В сфере оценочной деятельности этот вопрос определен на законодательном уровне впервые. В постановлении особое место отведено ответственности оценочных организаций и оценщиков. В процессе работы над этим вопросом перед нами стояла задача прежде всего четко определить, кто за что и перед кем несет ответственность. В связи с этим вопрос разделяется на две части.

Во-первых. Кто вступает с заказчиком оценки в договорные отношения? Оценочная организация. Значит, оценочная организация, как субъект хозяйственного права, несет ответственность перед заказчиком оценочных работ. Если по вине оценочной организации заказчик понес материальный или какой-либо иной ущерб, то для него не имеет никакого значения, кто конкретно из работников данной оценочной организации выполнил свою работу плохо. Пусть оценочная организация со своими работниками разбирается сама. Отсюда логически вытекает вторая часть вопроса. А именно, оценщик за ущерб, причиненный в результате проведения им некачественной оценки или иных действий, несет соответствующую ответственность именно перед своей оценочной организацией. Теперь руководитель оценочной организации при приеме на работу оценщика не один раз подумает, кого ему стоит брать на работу, а кого - нет. С другой стороны, и сам оценщик, берясь за исполнение оценочной работы, также не один раз подумает над тем, чтобы его оценка в дальнейшем не создала никому никаких проблем. Каждый должен осознавать ответственность за свою работу.

- Допустим, по каким-либо причинам возникла необходимость определить, правильно ли была проведена оценка имущества данной оценочной компанией. Насколько реальна такая ситуация, и если да, то как она может разрешиться?

- Вопрос очень существенный. И ситуация действительно реальна. На профессиональном языке оценочной деятельности такая ситуация именуется экспертизой достоверности отчета об оценке. До настоящего времени не существовало четкого механизма разрешения таких вопросов. Я имею в виду, что не было законодательно определено, кто, в каких случаях и от кого может требовать проведения экспертизы отчета об оценке или экспертизы стоимости (а фактически - проведения повторной оценки) объекта оценки.

Постановлением впервые вводится механизм экспертизы отчетов об оценке. В случае необходимости для проверки достоверности отчета об оценке оценочной организации может быть проведена экспертиза этого отчета силами другой оценочной организации на основании заключенного с ней договора. При этом оценочная организация, проводящая экспертизу, выражает свое беспристрастное суждение по достоверности данного отчета об оценке, без осуществления повторной (собственной) оценки и без вынесения собственного заключения касательно стоимости объекта оценки. Заключение о стоимости объекта оценки вправе выносить только специальная экспертная комиссия и только по запросу суда. Детально цели, задачи, полномочия, порядок работы данной экспертной комиссии определяются постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан.

- Какую роль, по вашему мнению, в совершенствовании оценочной деятельности должны играть общественные объединения оценщиков?

- К сожалению, со стороны самих оценщиков имеет место потребительское отношение к государству. По их мнению, государство должно сделать и то, и другое, и третье, но при этом никто из них не произнес ни одного критического слова в свой адрес. Я думаю, что пришло время и профессиональному сообществу оценщиков критически посмотреть на свою собственную работу.

По моему мнению, одной из проблем в развитии оценочной деятельности является разобщенность оценщиков. Оценщики осуществляют оценочную деятельность без соответствующей методологической базы, информационного обеспечения, правовой защиты интересов оценщиков. Во многих развитых странах в решении всех этих вопросов большую роль играют общественные организации оценщиков. Так как лучше самих оценщиков никто не сможет выстроить необходимую методологическую и информационную базу.

Я думаю, для развития общественного движения оценщиков необходимо инициировать создание нескольких общественных объединений оценщиков. С одной стороны, это позволит уйти от так называемой «кастовости», когда ряд оценочных организаций использует профессиональную общественную организацию для целей саморекламы и решения своих узких интересов. С другой стороны, наличие конкуренции позволит повысить активность общественных организаций.

- В чем значение данного постановления для развития оценочной деятельности в республике в целом?

- Значение данного постановления трудно переоценить. Уже сам факт, что вопросы развития оценочной деятельности привлекли внимание руководителя государства, говорит о многом. По сути дела, этим постановлением обозначены пути дальнейшего развития сферы оценки в русле проводимых в республике экономических реформ. Целый ряд существенных норм определен на законодательном уровне впервые. Предусмотренные постановлением меры позволят существенно повысить профессионализм оценщиков, а значит, повысить качество проводимых оценочных работ в целом. В этом смысле постановление можно отнести к разряду революционных, оно производит коренные преобразования и дает новый импульс в развитии оценочной деятельности в республике.

- Что бы вы пожелали нашим оценщикам?

- Хотелось бы выразить общеизвестную важную истину. Экономические реформы не происходят сами по себе или усилиями только одного органа государственного регулирования. Каждый оценщик должен не заниматься поисками виновных на стороне, а в первую очередь спрашивать с себя. Причем спрашивать строго и с критической точки зрения. Поэтому мое самое главное пожелание  - это, прежде всего, работать строго в рамках законодательства и на высоком профессиональном уровне. И я уверен, что наши совместные усилия позволят не только поднять авторитет профессии оценщика, но и внесут свой весомый вклад в углубление экономических реформ в республике.

Для инспекций

Вниманию Инспекциям по регистрации субъектов предпринимательства!

Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан для оказания им государственных услуг, определен перечень необходимых документов и информации, получаемых посредством информационного взаимодействия, с указанием государственных органов и иных организаций, предоставляющих данные документы и информацию.

Подробнее...

Курсы валют

Scroll to top